"Мессия Иудеев"
Данкан Хистер
Очень много энергии критиками от Иудеев было потрачено на родословие Иисуса, записанное в Новом Завете (Мф 1 и Лк 3), совершенно не принимая во внимание того, что и в Ветхом Завете встречаются совершенно неуместные и не подходящие к месту родословия. А Мелхиседек, царь Иерусалима и возможно, первый первосвященник (Быт 14,18-20) вообще был обделен Иудаизмом вполне заслуженным вниманием. А ведь он был намного больше Авраама, ибо Авраам дал ему десятину, хотя и он сам, как начальник и глава рода, скорее всего тоже был священником. Вспомните, что он принес в жертву Исаака без участия какого бы то ни было другого священника. Мелхиседек же, благословивший Авраам от Бога Всевышнего был значительно больше его (Быт 14,19). Любому внимательному читателю книги Бытие бросается в глаза насколько тщательно прописаны в ней родословия всех, упоминаемых в ней имен. Но не Мелхиседека. В рассказе о нем нет ни слова ни о его прародителях, ни о потомках. И все же он был величайшим священником, привлекающим внимание больше других священников во всем Ветхом Завете. Таким образом родословие Иисуса никоим образом не может влиять на сомнения в Его священстве. Ничего не известно и не может выясниться о родословии Мелхиседека, однако в его священстве никто из Иудеев никогда не сомневался, а значит и споры о родословии Иисуса по этому поводу совсем не уместны.
а) В Новом Завете родословие Иисуса прослеживается по материнской линии, однако происхождение никогда не учитывалось по женской линии, а это значит, что нет никаких доказательств того, что Иисус был семенем Авраама и Давида.
Следует заметить, что родословие у Луки сплошь, за исключением Марии, состоит из мужских имен, а это говорит, что Мария была потомком Давида и Авраама. Сегодня евреи прослеживают свою родословную по материнской линии – крупное затруднение для тех, кто не приемлет родословной Иисуса. В Быт 3,15 о Мессии говорится, как о семени жены, а потому логично предположить наличие Его родословной и по материнской линии, как и то, что предки Мессии, такие, например, как Авраам и Давид, должны упоминаться и в ее родословной. Так же не стоит забывать, что дочери Салпаада имели одинаковые права на наследство для продолжения рода, что говорит о том, что Божественное постановление о наследстве не было незыблемым и могло осуществляться и через женщин (см. Числ 26,33; 27,1-7; 36,2-11).
Тому существуют и другие примеры. Отец Иаира был из колена Иуды (1Пар 2,22), однако в Числ 32,41 он называется сыном Манассии, из чего следует, что его мать должна была быть из колена Манассии. Его потомок был по каким-то причинам причтен к колену не отца, а матери. В 1Пар 2,34 говорится о том, что “ у Шешана не было сыновей, а только дочери”. Если верить еврейским критикам, его родословие не может быть продолжено через женщин, а потому родословие Шешана должно на этом прекратиться. Однако в 1Пар 2,31 говорится, что у Шешая все-таки был сын, предположительно рожденный также его дочерью от раба Египтянина (1Пар 2,34,35). Таким образом, в любом случае, его потомство было продолжено по женской линии. Хирам-Авия был сыном одной “женщины из дочерей Дановых” (2Пар 2,14). Можно подобрать и другие примеры.
б) Иисус не был истинным потомком Давида, ибо родословие Иакова нельзя считать действительным, так как Христиане утверждают, что он не был настоящим отцом Иисуса. Ну, а потому что Иисус не был потомком Давида, Он не мог быть и Мессией.
Из родословий видно, что Иосиф был потомком Давида, обладающим всеми правами быть царем Израиля во времена Иисуса. Иисус был его приемным сыном. Он был, “как думали”, или же как то было определено по закону, сыном Иосифа (Лк 3,23). Запись родословной у Луки, похоже, принадлежит родословию Марии. То, что Иосиф был сыном Илиевым, возможно, написано потому, что он женился на Марии, дочери Илии (Лк 3,23). Талмуд весьма саркастически отзывается о Марии, дочери Илии, идущей в ад за свое богохульство, где речь идет о Марии, матери Иисуса. А это говорит о том, что Иудеи считали, что Мария была дочерью Илии. Отцом Илии был Матфат, который вполне мог быть и Матфаном, дедом Иосифа. Таким образом можно составить генеалогическое древо, на котором видно, что Мария и Иосиф были двоюродными братом и сестрой (намек на раннее обручение?), а потому Иисус был потомком Давида, как по матери, так и по приемному отцу. А из этого следует, что все нападки на родословие Иисуса через Иосифа теряют всякий смысл, ибо оно было общим как по отцу, так и по матери. Конечно, можно говорить и о человеческих фабрикациях родословий, написанных людьми, особенно, когда этими людьми были простые малообразованные люди, такие какими, как утверждают Иудеи, и был написан Новый Завет. Однако на удивление новозаветные родословия, при более близком рассмотрении, не вызывают вопросов, ибо обнаруживают гораздо более запутанные и, главное, более убедительные доказательства своей истинности.
Если бы Иудеи могли принять своего Мессию исключительно с доказанной и подтвержденной родословной, они бы никогда не признали бы Его, ибо в наше время совершенно невозможно доказать никакой еврейской родословной, не говоря уж о родословной по линии Давида. Принимая все это во внимание, евреям просто нужно перестать мучаться над родословиями, ибо это может стать камнем преткновения для их принятия Иисуса, как своего Мессии.
в) Иехония также упоминается в родословии Иисуса в Мф 1, однако у Иеремии мы читаем о проклятии Иехонии, ибо было провозглашено, что его семя никогда на воссядет на престоле, а это значит, что Иисус не может быть Мессией, так как Он был потомком Иехонии.
Это возражение лишь подтверждает истинность родословий, записанных в Новом Завете, ибо говорят о том, что Иехония был царственного рода, а значит и прямым потомком Давида, которому и был обетован Мессия (2Цар 7,12-16). Евреи до сих пор верят в пришествие Мессии, а значит должны верить и в то, что он будет потомком Давида, а следовательно, и Иехонии. А потому они просто не могут искренне утверждать, что Иехония не может быть предком Мессии. Великий Иудейский мыслитель Маймонидз (Maimonedes) утверждал, что Мессия должен произойти по линии Соломона, а эта линия тянется через Иехонию.
Проклятие Иехонии звучит так: “запишите человека сего лишенным детей, человеком злополучным во дни свои, потому что никто уже из племени его не будет сидеть на престоле Давидовом и владычествовать в Иудее” (Иер 22,30). “Лишенным детей” не означает бездетным. Он будет “записан”, как лишенный детей, потому что его дети должны были быть отняты у него, а потому слова о том, что “никто уже из племени его не будет сидеть на престоле Давидовом и владычествовать в Иудее”, относятся как раз именно к его детям, которых он должен был “лишиться”. А потому это проклятие ограничивалось лишь его собственными детьми, которым не придется воцариться на престоле Давида. Что и подтверждается в Иер 22,28, где задается риторический вопрос: “за что они выброшены - он (Иехония) и племя его, и брошены в страну, которой не знали?” Из этого следует, что у Иехонии все же было “племя”, или же семя, т.е. его дети, однако они были “брошены” в Вавилонский плен. Слова “брошены в” заставляют предположить, что они были выброшены, а если так, то возникает вопрос, откуда они были выброшены? Очевидный ответ - с престола Давида. Найденная при раскопках в Вавилоне глиняная табличка упоминает пять сыновей человека по имени Иехония, возможно именно того, о ком говорится в Иер 22,24. К тому же стоит вспомнить, что внуком Иехонии был Зоровавель, которого Господь Бог совершенно недвусмысленно желал видеть среди царствующих в Израиле (о нем очень много написано Захарией).
Ко всему прочему, интересно то, что Иехония упоминается в родословии, записанном у Матфея, которое, как предполагается, должно доказать происхождение Христа по линии Иосифа. А Иосиф был приемным отцом. А это значит, что и на Иисуса, через Его приемного отца, переходило проклятие Иехонии, хотя оно не могло касаться Его лично, хотя бы потому, что на самом деле Его Отцом был Сам Господь Бог. Таким образом получается, что на Него, хотя и не заслуженно Им Самим, ложились проклятия всего Израиля. Так что совершенно верно сказано, что Он сделался “за нас клятвою”, а потому и искупил всех нас от проклятия Божия грешного человека. “Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою” (Гал 3,13).