"Мессия Иудеев"
Данкан Хистер
4) В Ис 7,14 написано не об Иисусе.
а) Рождение Еммануила было знамением для царя Ахава, а значит речь идет о младенце, рожденном в то время.
б) Еврейское слово “алма”, переведенное как “дева”, означает всего лишь любую молодую девушку; для слова “дева”, в прямом половом смысле этого слова, существует другое еврейское слово, “ветула”.
в) Иисуса называли “Иисусом”, не “Еммануилом”.
Это - классическая схема споров между Иудеями и Христианами. Однако, в результате таких дискуссий очень часто приходят к выводу о Мессианстве Иисуса. Впрочем, в виду наличия множества и других доказательств тому, это место не имеет уж очень большого значения.
“Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил”.
Это было сказано царю Ахаву, а значит, очевидно, и относилось в первую очередь к тому времени. Однако общеизвестно, что большинство пророчеств о Мессии имеют двойное значение, когда прорекается о современнике пророка, а также о более важном - о будущем Мессии. Похоже, что евреи не очень охотно признают этот факт. Впрочем то, что было обетованно Давиду, является отличным примером, от которого вряд ли стоит отворачивать глаза. Ему было обетовано семя, которое должно было построить храм и чье царство должно было укрепиться Богом (2Цар 7,12-16). Сыном Давида был Соломон, который и исполнил эту часть пророчества (1Пар 22,6-11; 28,5-7). Однако последующие подробности говорят о том, что в этом пророчестве так же говорится еще и о более великом семени Давида.
- Давид понимал, что обетования Божии о его доме были возвещены ему “вдаль” (1Пар 17,17).
- Он признавал, что эти обетования не будут полностью исполнены на его нынешнем доме, что они сказаны о далеком будущем (2Цар 23,5).
- Это семя должно обладать царством на веки и воссесть на престоле во веки (2Цар 7,13,16), или же обладать бессмертием.
- И всё это Давид должен был увидеть сам, своими собственными глазами (2Цар 7,16). А это уже не может относиться к Соломону и намекает на воскресение Давида.
- Соломон остаток своих дней провел в глубоком отступничестве, а потому он вряд ли подходит для роли вечного семени Давида и царствования в во веки установленном Царстве Мессии.
Впрочем, так же ясно, что это пророчество должно также относиться и к Соломону. На том же принципе основаны и многие другие пророчества о Мессии. Можно представить себе Исаию, стоящего перед Ахазом и говорящего о том, что “Дева во чреве приимет и родит Сына”. Еврейское слово “алма” означает взрослую, незамужнюю женщину, которая, как правило, должна быть девственницей. Это слово во всем Ветхом Завете всегда относится к девушкам, которые также были девами, например, к Ревекке (Быт 24,43) и к Мариам (Исх 2,8). Причиной того, почему здесь не употребляется слово “бетула”, означающее девственницу исключительно в половом смысле этого слова, является то, что пророчество носит двойной характер, во-первых, говоря о девушек времен Исаии, а также о Деве, которой предстояло родить Сына Божия, Мессию. Господь должен был дать “знамение” (знак, указание, чудо). И в этом смысле, для молодой женщины, зачать и родить не было уж таким великим знамением, что означает, что это пророчество должно было иметь более великое исполнение в будущем. Так же стоит заметить, что 70 евреев, переводившие Ветхий Завет на греческий язык, использовали здесь для слова “дева” греческое слово “партенос”, означающее девственницу. От этого греческого слова происходит “партеногенез”, термин в биологии, означающий воспроизведение без участия мужских особей. Книга Исаии и этот стих, переведенный во втором веке до Н.Э., противоречат некоторым, уж очень горячим Иудейским утверждениям. Более поздние греческие переводы, воспроизводимые евреями после времен Иисуса, изменяют “партенос” на “неанис”, т.е. на слово, означающее просто любую молодую женщину, девушку. Одно это уже требует объяснений от евреев, ибо ясно, что Иудеи первого и второго веков Н.Э. видели во втором значении этого пророчества, чудесное рождение младенца не кем-нибудь, а именно девой.
Впрочем, необходимо также отметить, что знамение могло не ограничиваться только Ахавом и его поколением. Слова о том, что “Сам Господь даст вам знамение”, могли быть адресованы не только к Ахаву, но и ко всему народу Израильскому. Так, например, Бог говорил Израилю во времена Моисея: “Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой” (Вт 18,15), - что было сказано, конечно же, о Мессии, однако для поколения слышавшему это пророчество, оно исполнилось на Иисусе Навине. Более великое и полное исполнение его было все еще в далеком от них будущем.
То же возражение, что Иисус назывался “Иисусом”, а не Еммануилом, довольно-таки хлипко, ибо в Ис 9,6, в месте, которое многие Иудейские комментаторы признают говорящим о Мессии, Ему дается много имен: “и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира”. Совершенно очевидно, что Его не называли каждым этим именем. К тому же, если, как утверждают Иудеи, первичное исполнение пророчества из Ис 7,14 должно было произойти во времена Ахава, то кто из сыновей все же был назван Еммануилом? Упоминание “девы” говорит о том, что она должна была быть известна Ахаву, возможно, он был обручен с нею? Она должна была быть единственной из всех, в чьем девстве у него не могло быть никаких сомнений.
Однако под “Девой” необходимо также понимать какую-то отличную от всех женщину, которая должна родить младенца, в котором бы пребывал Бог среди людей - “с нами Бог”. А потому такой младенец должен был возрастать, являя свои совершенства, и в первую очередь являть их Иудейскому миру (“с нами Бог” - в первую очередь относится к Израилю). Учитывая все это, отношение пророчества к младенцу, рожденному во времена Ахава, в лучшем случае, носило первоначальный характер, ибо главное исполнение его должно было произойти в Том, Кто на самом деле был совершенен, являя в Своей плоти Самого Господа Бога. А это значит, что под словом “дева” теперь мы можем подразумевать некую женщину, которая не имела связи с мужчиной, которая бы зачала от Самого Бога и родила младенца, который должен был стать Его Сыном. И это в точности соответствует тому, что было обетовано Давиду, а именно, что его великое семя будет Сыном Божиим (ср. с Пс 2,7). Естественный потомок Авраама, Исаак, был рожден чудесным образом от воздействия силы Божией на женское чрево, а это намекает, что и более великий потомок Авраама, Мессия, должен появиться на свет подобным, хотя и более чудесным образом. А потому Христианское понимание рождения девой не должно бы подвергаться уж очень сильной анафеме со стороны евреев. Тысячи людей, встречавших Иисуса во плоти, признавали в Нем исключительное человеческое совершенство и необычайную святость. Миллионы людей по всему миру, на основании всего того, что о Нем написано во всем Новом Завете, убеждены в Его человеческом совершенстве и в том, что Он Собой, в Своей плоти, являл Самого Господа Бога, Еммануила, “с нами Бог”.
5) Ис 11,1,2 не может говорить об Иисусе, ибо здесь сказано, что во время пришествия Мессии (ст 10,11: “в тот день”) Израиль воссоединится, а животные будут жить в мире. Ничего такого не произошло в пришествие Иисуса.
Мы уже выше говорили, что для исполнения всех пророчеств о Мессии необходимо два Его пришествия. В Ис 11,1 говорится о “происхождении” семени Давида, что в еврейском языке несет смысл буквального “исхождения”, или же открытого проявления. В то время “почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости... и будет судить не по взгляду очей Своих”. Таким образом Мессия должен был обладать в изобилии духом и крепостью Божией для того, чтобы не только творить чудеса (крепость, сила), но и в совершенстве понимать духовные пути Божии. Внимательное изучение всего, сказанного Иисусом, говорит о Его необычайном знании и понимании духа Божия, а современные Ему записи, свидетельствуют о том, какие невиданные чудеса Он творил. И все-таки, все это было слабым отражением того, что Он сотворит во время Своего “исхождения” в будущем.
Все эти пророчества об “Отрасли” могут иметь как первоначальное, так и вторичное исполнение, ибо все они прорекают о возвращении Израиля от страданий и из плена, а также о восстановлении Богом царства Израильского (Ис 4,2; 11,1; Иер 23,5; Зах 3,8; 6,12). Упоминания “Отрасли” у Захарии, говорят о том, что кое-что все же было исполнено во времена восстановления во главе Зоровавеля. Однако, в этих пророчествах об “Отрасли” и о Царстве также встречается много такого, что никак не вяжется с царством, установленным во времена Зоровавеля. Вот, несколько примеров тому.
“Вот Муж, - имя Ему ОТРАСЛЬ... Он создаст храм Господень и примет славу, и воссядет, и будет владычествовать на престоле Своем; будет и священником на престоле Своем” (Зах 6,12,13 - это не может говориться о Зоровавеле, ибо он никогда не царствовал в Иерусалиме, так как вернулся в Вавилон после восстановления храма).
“Восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле... и вот имя Его, которым будут называть Его: "Господь оправдание наше!"” (Иер 23,5,6). Из этого следует, что Отрасль будет обладать Царством по всему миру и быть Царем этого Царства. После Вавилонского плена у Израиля никогда не было царя, а потому это не может относиться ко временами непосредственного восстановления Израиля. К тому же Отрасль должна именоваться “Господь оправдание наше”, что говорит о том, что именно через Него Бог вменит необходимую праведность, которая нужна для надлежащего прощения грехов благодаря Божиему оправданию. Таким образом получается, что “Отрасль” должен быть совершенным человеком, принесшим добровольную жертву, которая, как мы уже видели раньше, требовалась по прообразам, заключенным в законе.
В Ис 11 прорекается о времени появления Отрасли, когда “волк будет жить вместе с ягненком... и... не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей”. Подобной отмены Едемского проклятия не произошло во времена восстановления Израиля. А это значит, что это пророчество об Отрасли также говорит и о грядущем Царстве Мессии.
И все же из Зах 3,8 и Зах 6,12 видно, что пророчество об Отрасли исполнилось во времена восстановления. Мы уже много говорили о том, что эти пророчества могут иметь больше, чем одно исполнение, а потому более полное его исполнение находится все еще в будущем. Как мы уже говорили выше, пророчества об Отрасли, как о совершенном человеке, обладающем Духом Божиим и ни с чем несравненным разумением Его, во многом были исполнены Иисусом во время Его первого пришествия. Однако отмена Едемского проклятия и Его царствование во всемирном Царстве будет исполнено только во второе пришествие.
Утверждать же на основании слов “в тот день” (ст 10), что все это происходило в одно и то же время, просто не логично, ибо эти слова предваряют другую часть пророчества, начинающуюся в этом же 10-м стихе. В современных изданиях Библии это отмечено тем, что со ст 10 начинается новый абзац. Впрочем истинное объяснение дано было уже чуть выше, когда мы говорили о том, что пророчества об “Отрасли” имеют более, нежели одно исполнение, а потому эти исполнения являются лишь некоей частью целой картины “Отрасли”, будучи прообразом того грядущего дня, когда Мессия приидет исполнить все эти пророчества тем, что установит на земле Свое Царство, искупив Израиль от его грехов Своим совершенным жертвоприношением.
7) Иер 31: новый завет
а) В Иер 31,31-34 сказано, что во время заключения нового завета весь мир будет знать Бога. Этого нет, а значит, сегодня мы не живем под новым заветом.
б) Новый “завет” (евр. “брис”) “не означает установление (новых) законов, ибо это... более близкие отношения” (Ливайн). Точно такое же слово (“союз”) встречается во Вт 7,2.
а) “И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня... потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более” (Иер 31,34) - это описание эффекта завета, “который Я заключу с домом Израилевым” (ст 33), завета, заключенного не с целым миром, а лишь с Израилем. Евреи получившие настоящее прощение находятся под новым заветом. А получение настоящего прощения лишь возможно благодаря совершенному человеческому жертвоприношению, на которое постоянно указывал закон. Это жертвоприношение было осуществлено смертью Господа Иисуса, ну, а поскольку Израиль в большинстве своем не желает причащаться ни к Иисусу, ни к Его жертве, то он и не находится под новым заветом прощения. Просто потрясают утверждения Иудеев о том, что они сейчас не находятся под новым заветом, ибо настоящее прощение Израиль получает исключительно по этому завету: “Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой (т.е. завет, заключенный на Синае) они нарушили... потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более” (Иер 31,31-34). Ветхий завет был нарушен Израилем, а потому Бог и оставил его, утвердив разрыв новым заветом. По сей день раввины открыто говорят о разрыве Израиля с Богом и, как следствие, разрыве ветхого завета. Если они сейчас не под новым заветом, тогда они вообще не находятся с Богом ни в каком завете, а потому вообще не имеют никаких отношений с Богом. Единственным выходом их этого положения является принятие нового завета прощения, который, как мы уже говорили выше, основан на обетованиях, данных Аврааму, благодаря прощению через его потомка Мессию. А потому Израиль может заключить этот новый завет лишь приняв пришествие, да и Самого Мессию. И опять-таки необходимо подчеркнуть, что это полное и совершенное прощение грехов, которое более не нуждается во дне очищения, становится возможным исключительно благодаря принесению совершенной человеческой жертве. Если Израиль хочет иметь хоть какие-то отношения с Богом, ему необходимо заключить с Ним новый завет, ибо старый завет, будучи нарушен, больше не существует. А по новому завету необходимо, чтобы Мессия умер за грехи Израиля. В виду всего этого, каждый из нас должен хотеть того же самого, что хочет и Бог - покаяния Израиля, к тому же зная, что это жертвоприношение уже совершено, и совершено Человеком Иисусом. А потому нет ничего удивительного в том, какая радость сквозь слезы будет, когда Израиль, после столь длительного времени, все же признает Его.
б) Ветхий завет, заключенный на Синае, устанавливал не только ясные и четкие законы, но и определял отношения между Богом и Израилем. Новый завет так же устанавливает (хотя и другие) законы и также определяет более близкие отношения, но “не такой завет, какой Я заключил с отцами их” на Синае (Иер 31,32). А потому утверждать, что новый завет в корне не отличается от ветхого, мягко говоря, не верно, ибо лишено логики и оснований. С Ветхим заветом существовали очевидные трудности, которые зависели больше от человеческих слабостей, а не от недостатков самого завета, которые и не позволяли человеку во всей полноте общаться с Богом. Именно по этой причине был нужен новый завет, который Бог написал бы не на каменных скрижалях, не на “скрижалях (ветхого) завета”, а на сердцах человеческих (ст 33).
См. также заметки о том, как был нарушен и смещен ветхий завет в “Разнообразные возражения”.