> Все книги  >

"Пётр"

Данкан Хистер

1-1. Петр – камень2-2. Петр и Quo Vadis? 3-4. Понимание превознесения Христа 5-1. Петр и Христос
1-2. Петр – наш пример3-1. Проповедование Петра 4-1. Пастырь Петр 5-2. Петр и имена Христа
1-3. Обращение Петра3-2. Петр и камень из книги Даниила 2 4-2. Петр и иудаизм  6. Изучение Библии Петром
2-1. Петр и крест3-3. Понимание Петром своей греховности  4-3. Послания Петра 7. Хождение по воде

5-2. Петр и имена Христа

Изменявшееся со временем отношение Петра к Господу Иисусу Христу можно проследить по тому, как он называл Его.

В Евангелиях

    1. Равви.
    2. Господь.
    3. Господь.
    4. Сын Божий.
    5. Наставник.
    6. Господь.
    7. Христос, Сын Бога Живаго.
    8. Христос, Сын Бога Живаго.
    9. Господь.
    10. Господь.
    11. Господь.
    12. Господь.
    13. Равви.
    14. Наставник.
    15. Господь.
    16. Господь.
    17. Господь.
    18. Господь.
    19. Господь.
    20. Господь.
    21. Господь.
    22. Господь.

Слова Петра, записанные в Деяниях

    1. Иисус.
    2. Господь Иисус.
    3. Господь.
    4. Иисус Назорей, Муж, засвидетельствованный от Бога.
    5. Святой (Божий).
    6. Христос.
    7. Христос.
    8. Иисус.
    9. Господь.
    10. Господь и Христос.
    11. Иисус Христос.
    12. Сын (Божий) Иисус.
    13. Святой и Праведный.
    14. Начальник жизни.
    15. Христос.
    16. Иисус Христос.
    17. Его Сын Иисус.
    18. Иисус Христос Назорей.
    19. Сей Муж.
    20. Краеугольный камень.
    21. Иисус.
    22. Начальник и Спаситель.
    23. Иисус Христос.
    24. Иисус Христос - Сей есть Господь всех.
    25. Иисус из Назарета.
    26. Судия живых и мертвых.
    27. Господь.
    28. Господь.
    29. Господь Иисус Христос.

1-е Послание Петра

    1. Иисус Христос.
    2. Наш Господь Иисус Христос.
    3. Иисус Христос.
    4. Иисус Христос.
    5. Христос.
    6. Христос.
    7. Иисус Христос.
    8. Святой.
    9. Христос.
    10. Непорочный и чистый Агнец.
    11. Господь.
    12. Иисус Христос.
    13. Камень краеугольный.
    14. Камень претыкания и камень соблазна.
    15. Царь.
    16. Христос.
    17. Пастырь и Блюститель.
    18. Христос.
    19. Христос.
    20. Праведник.
    21. Иисус Христос.
    22. Христос.
    23. Иисус Христос.
    24. Христос.
    25. Христос.
    26. Пастыреначальник.
    27. Христос Иисус.
    28. Христос Иисус.

2-е Послание Петра

    1. Иисус Христос.
    2. Наш Спаситель Иисус Христос.
    3. Иисус наш Господь.
    4. Наш Господь Иисус Христос.
    5. Наш Господь и Спаситель Иисус Христос.
    6. Наш Господь Иисус Христос.
    7. Наш Господь Иисус Христос.
    8. Сын возлюбленный.
    9. Господь.
    10. Господь и Спаситель Иисус Христос.
    11. Господь и Спаситель.
    12. Господь.
    13. Наш Господь.
    14. Наш Господь и Спаситель Иисус Христос.

Выводы

- Со временем Петр стал называть Господа более разнообразно. Во время преображения Петр называл Господа Господом (Мф 17,4) и Равви (Мк 9,5; Лк 9,33). Иов, Иаков, Моисей и многие другие являли ту же самую особенность – называя Бога все более разнообразными именами по мере приближения к Нему и по мере своего духовного взросления. Очевидно, одним из признаков духовной зрелости является более глубокое и полное осознание того, Кем был и является Господь. Так, например, духовный рост женщины из Ин 4 проходил на удивление быстро. Сначала она назвала Господа Иудеем (Ин 4,9), потом господином (Ин 4,11) большим Иакова (Ин 4,12), потом пророком (Ин 4,19), Христом и Спасителем мира (Ин 4,42). М.Р. Винсент (Word Studies In The NT Vol. 1 p. 113) обращает внимание на то, что Христа со временем все чаще и чаще называли Господом, как будто со временем общество все больше понимало, Кем Он был на самом деле.

- Очевидно, что понимание Петром необыкновенного превознесения естества Господа и Его славы постепенно возрастало, а потому со временем он все чаще и чаще говорил о Его человеческой составляющей, называя Его “Мужем” и трижды подчеркивая Его происхождение из Назарета. То же самое должно происходить и с нами. Понимание человеческой сущности Господа плотно привязано к возрастанию понимания того чуда, Кто Он есть и Кем Он был, а следовательно, и к пониманию Его превознесенного положения. По-настоящему очень грустно становится от того, что верующие в Троицу, отвергаясь человеческой сущности Господа, принижают высоту Его положение, хотя и думают иначе.

- Забыв на мгновение о всех выше изложенных выводах, давайте вспомним, что Сам Господь говорил, что “вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то” (Ин 13,13). И именно так, как правило, называли Его ученики, что и подтверждает список обращений к Нему Петра. После же воскресения Его стали называть Господом не так часто. Не говорит ли это о том, что со временем Петр стал видеть в Нем нечто большее, чем Наставника и Господа, оставившего для исполнения заповеди своим рабам? Он начинает называть Господа более разнообразными именами, начинает видеть в Нем более многоликую красоту не только в Его земном существовании, но и в прославленном. Это никто иной как Петр замечает, что благодать Божия “многоразлична”, употребляя греческое слово, означающее “пестроту, разноцветность”, расщепление луча света, проходящего через призму (1Пет 4,10).

- В разные моменты своего духовного роста мы видим различные стороны Господа. В начале своего ученичества Петр видел Его, как своего Господа и Наставника. Ко времени написания своего первого Послания он видел Его уже “Христом”, со всеми вытекающими от этого имени последствиями. Ко времени своей духовной зрелости, когда он писал свое второе Послание, он видел в Нем уже нашего Господа и Христа, а значит (и потому) нашего Спасителя.

- Последние слова Петра, записанные в Деяниях, выдают верх его понимания и выражены четким: Господь Иисус Христос”. Во 2Пет 2,1, называя Христа “Господом”, он употребляет никогда ранее не используемое им греческое слово по отношению к Христу, ибо так во всем Новом Завете называли исключительно Бога (Владыка – радостная весть, перевод еп. Кассиана). Так что Петр видел все превознесение Христово и совершенство явленного Им Отца. Он был Господом, Владыкой, искупившем нас Своею кровью, а потому и являлся для Петра Богом, Человеком, обладавшим такой же власть, что и Отец. Истинное понимание креста ведет и к истинному пониманию Его господства, его владычества. Под конец 2-го Послания Петр называет Господа, давая Ему самое высокое имя: “наш Господь и Спаситель Иисус Христос”, собрав воедино различные стороны качеств своего Господа, познанные им на протяжении всей своей жизни. И таким, конечно же, должен быть верх познания любого ученика Христова.

Имена Христа

То, как Петр называл Его, являет его растущее понимание Господа. В конечном счете его понимание господства Христова выразилось в его вдохновенной проповеди на день Пятидесятницы и побудило сделать вывод, что Иисус Христос “есть Господь всех” - всего, в том числе и языческого мира (см. “Проповедование Петра”). Несмотря на то, что ранее ученики в Галилее сказали Господу, “истинно Ты Сын Божий”, Петр все равно открыто исповедал, что Иисус из Назарета является Христом, Сыном Бога Живаго (Мф 16,16). Очевидно, что исповедание Петра было более весомым, на более высоком духовном уровне. И все-таки, тут же Петр показывает свое полное непонимание смысла смерти Господа, нежелание понимать призвания Его следовать за Ним к тому же концу. Сразу же после признания Господа Сыном Божиим, Господь упрекает его тем, что он думает не о том, что Божие. Стоило ему обдумать это основательнее, и он бы смог понять сущность креста, о которой так часто и так настойчиво говорил Господь. Однако тогда он еще не был готов к этому. Во время преображения ему было сказано: “Сей есть Сын Мой Возлюбленный... Его слушайте” (Мф 17,5). Ибо его нужно слушать, потому что Он является Сыном Божиим. Понимание, осознание того, что Иисус является истинным Сыном Божиим, заставляет слушать Его. А из этого следует, что Петр признал Господа Сыном Бога Живаго почти не задумываясь. И, возможно, Отец, говоря, “Его слушайте”, думал о том, как Петр немного позже бездумно отрекаясь от Господа, позабудет и то, что его Господь является Сыном Божиим и все то, что Он говорил ему. Сразу же после этого, Петр говорит, что его Господь конечно же заплатит подать, говорит так, как будто это для Господа было само собой разумеющееся – платить подати. И тут снова, похоже, Господь мягко поправляет его, напоминая о том, что Если Он на самом деле является Сыном Божиим и Господом всех, то Ему совсем не подобает платить подобные пошлины, ибо сыны Отца свободны (Мф 17,24-27). Из всего этого вытекает, что о том, что Иисус из Назарета является Сыном Божиим, можно знать по-разному. В 1Ин 5,13 сказано: “Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия (веруя по-настоящему, на более высоком духовном уровне), имеете жизнь вечную”. А потому нам необходимо наблюдать за собой за тем, как мы веруем и на каком уровне находится наше собственное познание нашего Господа. Ибо каждый член экклесии созидает основание для веры в то, что Христос является Сыном Божиим.

Подобным образом все происходило и с признанием Петра господства Иисуса. Он спрашивал Его: “Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня?” На что Иисус ответил ему притчей о человеке, который умолил, называя своего государя господом, о прощении, однако сам не захотел простить другого человека. Почти с полной уверенностью можно сказать, что эта притча прежде всего предназначалась Петру, которому так нравилось видеть в Иисусе своего Господа (Государя). Эта притча должна была стать для Петра предупреждением, что одного названия Господа Господом явно недостаточно. Признание Его Господом всей своей жизни так же еще означает естественную необходимость жить в том же самом духе прощения его Господом, который всегда в изобилии и не задумываясь необходимо было являть и другим. Если Иисус является нашим Господом, тогда нам необходимо во всем следовать Его примеру, а также слушать и исполнять всё, заповеданное Им. Когда Петр понял, что на берегу стоял Иисус (Ин 21), то это для него было второй, а то и третьей встречей с воскресшим Господом. Однако, когда Иоанн сказал, что “это Господь”, Петр бросился в воду, дабы поскорее увидеть Его, как будто это было в первый раз после его отречения. Похоже, что в этот момент им двигало воистину настоящее глубокое, пропитывающее его всего целиком чувство того, что Христос является настоящим Господом, в Чье милостивое прощение он так сильно и всею душой верил. А потому нет ничего удивительно в том, что где-то через месяц он уже призывал покаяться других на том основании, что Иисус, действительно, является Господом. Владычество Христово убедило Петра (как и всех остальных) в своей греховности (когда он смотрели на себя в сравнении с Его моральным величием), а также в Его способности прощать. Суть этого выражена Петром в словах: “Господи, ведь я человек грешный!” (Лк 5,8 – современный перевод). О том же говорит и то, как Петр, как правило, называл Господа “Наставником”, или же “Равви” в минуты своей слабости, или же сомнений (Лк 5,5; 8,45; Мк 11,21), видя в такие минуты в Нем просто Учителя, Господа, распоряжающегося Своими рабами, что совсем не вдохновляло к более крепкой вере. Да, и в самом деле, господство Иисуса имеет куда более глубокое и обширное значение. Верх понимания того, что Иисус является Господом, пришло к Петру после воскресения, когда он все еще рыбача в Галилее, услышал, “это Господь!” Его ощущение величия Этого необыкновенного Человека, толкнуло на совершение совершенно противоестественного и совершенно нелепого поступка – перед тем, как броситься в воду, чтобы приплыть к Нему, он оделся, дабы предстать пред Ним в более подходящем виде. Похоже, что своими действиями он повторил то, что сделал Господь, когда Он, опоясавшись полотенцем, вымыл ноги Петру (ср. Ин 13,4,5 с Ин 21,7).

Впрочем понимание Петром того, что Иисус был еще и Христом также возрастало. Во время служения Господа, он называл Его Христом (Ин 6,69) и Господом, однако, когда он начал благовествовать, то утверждал, что Он был соделан Господом и Христом только после Своего воскресения (Деян 2,36). Теперь положение его Господа очень сильно изменилось, а потому, несмотря на то, что он и называл его прежде и Христом, и Господом, однако его чувства к Нему так же сильно изменились. Теперь он более часто упоминает о данном Христу имени (Деян 4.12), как будто это новое имя и искупление в нем, являются главной побудительной силой его свидетельствования. Иисус уже родился Спасителем, Христом и Господом (Лк 2,11), однако Петр говорит так, как будто этими именами Он был назван вновь только после Своего воскресения. И он прав в этом. Теперь эти имена для Петра не были простыми именами, ибо теперь они для него стали сутью всего того, Кем был Господь и Кем Он еще будет, сутью того, что Он сделал и еще сделает. И Петр благовествовал о Нем людям, как о ставшем теперь возможным основании для их спасения и прощения.