> Все книги >
"Пётр"
Данкан Хистер
3-3. Понимание Петром своей греховности
Петр слышал Божественный глас, заповедующий: “Его слушайте” (Мф 17,5). А это должно было ему напомнить Дан 18,15, где верным заповедовалось точно так же слушать Мессию. Тогда Петр от страха упал на лицо свое, а потому по-настоящему и не слышал Сына Божия. Однако в Деян 3,22 он уверенно цитирует Вт 18,15, призывая слушателей повиноваться этому месту Писаний и слушать Иисуса, слушать Его через проповедуемое им, Петром, слово. Он призывал людей сделать то, что не было сделано им самим.
Чуть позже Петр “отверз дверь веры язычникам”. Очевидно для Петра было слишком необычным, стать ответственным за крещение язычников, которые поэтому стали причастниками братского общения и членами Израиля Божия. Для него главным было то, что Бог не взирает на лица. Размышления Петра о принятии Богом его после отречения, должно быть было немаловажным вдохновляющим фактором проповедования его тем, кого он раньше почитал отверженными и недостойными благовестия. Явление, виденное Петром, произошло в Иоппии, в городе, в котором те же самые проблемы с проповедованием язычникам переживал и Иона. Господь обратился к Петру, “Симон, сын Ионин” (Ин 1,42), что может говорить, что Господь уже тогда видел в нем качества, присущие Ионе. Петр проповедовал, что все пророки свидетельствовали о том, что как Иудеи, так и язычники, верующие в Него, будут спасены, получив прощение грехов именем Христовым (Деян 10,43), что очевидно, даже несмотря на все его знание Ветхого Завета, еще в то время полностью не понималось и не могло приниматься им. Свидетельствуя об этом, он как бы нарочно выставлял на всеобщее обозрение свое неведение в этом вопросе. Но как раз это-то и придавало его проповедованию особую силу, ибо он не скрывал свою собственную прежнюю неспособность понимать то, что ныне проповедовал другим.
Отцу Небесному, похоже, было угодно, чтобы Петр прежде всего проповедовал познание им своей собственной греховности. Слова, “выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный” (Лк 5,8), сопровождались призванием идти благовествовать Израилю – точно то же, что произошло и с Исаией, который был сначала вынужден сделать о себе такой же вывод, после чего и был послан выполнять точно такое же дело. Однако Петра и позже заставляло свидетельствовать то же самое чувство собственного греха, своей вины. Из Евангелий видно, как благовествовали евангелисты, снова и снова повторяя одну и ту же благую весть об Иисусе, что вынудило их, в конце концов, записать это благовестие. “Но слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано” (1Петр 1,25). Есть веская причина полагать, о чем также написано много комментариев, что Евангелие от Марка является записью благовествования Петра. Если это так, тогда становится вполне понятным причины, почему Марк больше внимания уделяет не величию Петра, а его недостаткам, ибо проповедь Евангелия Петром, должно быть была неотделима от его чувства собственной вины и недостойности. Задумайтесь над приведенными ниже примерами.
- У Матфея и Луки говорится о блаженстве учеников из-за их понимания (Мф 13,16,17; Лк 10,23,24). У Марка же написано: “Не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?”
- Только у одного Марка записано, что Петр обратил внимание, что смоковница засохла до корня точь-в-точь, по слову Господа. Его удивление по поводу, что слово Господа на самом деле исполнилось, свидетельствует о недостатке веры.
- Вопрос, “кто прикоснулся к Моей одежде”, показался ученикам совсем неуместным, “а потому ученики и ответили Ему грубо. Эта грубость сглажена во всех Евангелиях”, за исключением Евангелия от Марка (L.G. Sargent, Mark p. 79).
- Признание Петром Иисуса за Христа у Марка описано вскользь, между прочим, без упоминания похвалы от Господа Иисуса, о которой можно прочитать в Евангелии от Матфея (Мф 8,29). Петр понимал, что в то время, он еще не полностью сознавал того, что Иисус на самом деле является Господом и Христом.
- Тот же самый писатель, комментируя ответ учеников на предложение Господа накормить голодный народ, пишет, что “только у Марка резкое возражение учеников Господу не сглажено так, как оно сглажено другими евангелистами” (р. 93).
- Тот же Марк (Петр) подробно излагает учение Господа о чистоте любой пищи, ибо Он говорил, что человека оскверняет не то, что входит в него, а то, что исходит. Однако это был все тот же Петр, до которого так очень долго доходила эта простая истина, о чем известно из того, что произошло с ним в Кесарии, когда он отказался есть “нечистое”, напрочь позабыв сказанное Господом. И он об этом открыто говорит в записанном своем благовестии.
- Слова, “ты – Петр (петрос – гр.), и на сем камне (петра – гр.) Я создам Церковь Мою” (Мф 16,18), опущены в Евангелии от Марка, как будто ради исключения любой возможности хоть маломальского возвеличивания себя в благовестии. Хороший урок для любого проповедника Христа.
- Только Марк пишет о двух криках петуха во время отречения Петра, ибо Петру хотелось подчеркнуть точность исполнения слов Господа, сказанных Им о его отречении. Так же только у Марка (Петра) записаны слова: “не знаю и не понимаю, что ты говоришь”. На греческом под словом “что” можно понять и как “что говоришь”, и как “о ком говоришь”. Не понимаю, что я был с Иисусом. Так что здесь Петр признает, что отрекаясь от Господа, он совсем не понимал Господа, того Господа, познание Которого он ныне благовествовал. Можно представить себе дрожащий и срывающийся голос Петра, когда он вновь и вновь пересказывал свое Евангелие. Обратите внимание на то, что Лука говорит о сне всех учеников в Гефсимании (Лк 22,45), в Евангелии же от Марка (Петра) Господь из всех выделяет только одного Петра (Мк 14,37).
- Только у Марка записано, что Господь заповедует женщинам пойти сказать не только ученикам, но и Петру.
- В Мк 14,19 написано: “Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли?” Первая мысль, “другой” - это Иуда. Однако на арамейском языке слово “другой” может означать “и я, я сказал...” И это было бы очень уместно, при условии, что Евангелие от Марка является записью устного благовествования Петра. “Ни один из учеников не мог представить себе, кто бы мог предать Иисуса. Даже я. И я тоже спросил Его, не я ли предам Его? Ибо я был уверен в себе, что не смогу предать Его никогда”. И в той же 14-й главе Марк повествует о том, как Петр все же предал Господа, отрекшись от Него.
- В Евангелие от Марка (Петра) не упоминаются многие события, однако дважды говорится о чем-то, что евангелист считал необходимо выделить, как важное. Так в Мк 14,68 записано сказанное Петром: “не знаю и не понимаю, что ты говоришь” - слова, подчеркивающие природу его отречения знания Господа. О той же слабости плоти также сказано в Мк 7,21: “Ибо извнутрь, из сердца человеческого...”
- В Деян 3,4 Петр говорит хромому: “Взгляни на нас”. Хромой смотрит, и народ изумляется при виде произошедшего чуда. Однако Петр говорит народу: “Мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит? Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса” (Деян 3,12,13). Интересно, хотел ли Петр тем самым при всем народе со всею кротостью признать себя неправым, когда приказывал хромому взглянуть на себе, тогда как следовало смотреть на Отца и Его Сына.
Вероятно, имея в виду все эти причины, Господь сказал: “Ты – Петр (петрос – камешек), и на сем камне (петра) Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее” (Мф 16,18). Так что величие Петра заключалось в его умалении – ибо такое великое, как экклесия, может быть создано лишь проповедью почитающими себя ничего нестоящими людьми.