Заповеди о еде идоложертвенного, крови, удавленины и блуда: Учение в Деяниях 15,20,21
Учение в Деяниях 15,20,21 необходимо понимать в контексте всего ясного учения, как Господа Иисуса, так и Павла, о том, что вся пища сейчас чиста (Мк 7,19; Деян 10,15; 1Тим 4,4; 1Кор 8,8), и что ничто, входящее в человека, не может осквернить его. Осквернение происходит изнутри (Мк 7,15-23). Если бы Павел считал, что нам нельзя есть кровь, тогда бы, конечно же, изменил свои утверждения о том, что всё чисто, и что всё можно есть.
Заповеди о еде идоложертвенного, крови, удавленины и блуда (греческое «порнейя»), по сути, об одном и том же. Словом «порнейя» описываются половые сношения, совершаемые при поклонении идолам. Так же при поклонении идолам пили кровь и душили в жертву животных. А потому от обращенных из язычников Христиан требовалось не иметь ничего общего с идольскими храмами и их жертвоприношениями. Полагаю, что заповедь о воздержании от крови была дана, именно, из-за поклонения идолам. Не думаю, что это означает, что Христианин должен изливать из всякого мяса буквально всю кровь.
В другом месте Павел говорит, что можно есть любую пищу (включая мясо), даже, несмотря на то, что оно и было идоложертвенным, хотя и замечает, что это было бы неправильно, если при этом слабый брат будет претыкаться и поклоняться идолам (1Кор 8,4-12). Если понимать Деян 15,29 буквально, что нам нельзя есть ни крови, ни идоложертвенного, то это означало бы, что Павел был не согласен с этим постановлением. Хотя, вполне возможно, что сам он и не соблюдал его, ибо Христиане из евреев, не соблюдали его, а потому и Павел мог решить, что этот компромисс, записанный в Деяниях 15, не имеет большого значения, а потому и он может не соблюдать этого решения. Ведь целью этого компромиссного решения было примирение евреев и язычников между собой, что, увы, не сработало, ибо из того же Нового Завета видно, что Христиане евреи позже возвратились в иудаизм, а Христиане язычники вернулись к своим идолам, частенько преследуя и устраивая гонения друг на друга.
Впрочем, возможно, было бы намного проще, сравнив 1Кор 8 с Деян 15, увидеть, что там и там говорится об одном и том же. В 1Кор 8 Павел говорит, что вполне можно есть идоложертвенное, ибо идолы не существуют, а потому Христианам можно есть любую пищу, хотя нам и не стоит есть её, если это заставляет верить в идолов более слабого брата. В Деян 15 виден тот же самый компромисс, ибо здесь, но уже верующим язычникам, предлагается не есть мяса, потому что это создает разделение их с еврейским братьями, мы же призваны жить в мире с нашими братьями (Рим 12,18).
И, в конечном счете, вопросы о том, что ты можешь есть, а что нет, являются вопросами личностного характера. Если кто-то имеет на сей счет свое мнение – прекрасно. Он может не есть то, что ему не хочется, ибо Павел говорит, что всё это дело совести: «Ибо иной уверен, [что можно] есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне [равно]. Всякий [поступай] по удостоверению своего ума» (Рим 14,2-5).