> Все книги  >

"ПРИНЦИПЫ И ПРИТЧИ" Ислип Кольер

 1. Путеводитель по жизни 9. Не оглядывайся назад 2.4. Сердце 2.12. Милость и доброта
 2. Равновесие 10. Принципы братства 2.5. Борение 2.13. Умение владеть собой
 3. Более существенные вопросы 11. "Оправдание" противоречий 2.6. Друзья 2.14. Служение Богу
 4. “Сердце обманчиво” 12. Значение жертвы 2.7. Отцы и дети 2.15. Семь зол
 5. “Язык лжив” (Прит.26:28) 13. Приложение принципов 2.8. Прилежание и лень 2.16. Сердце мудрого
 6. Блажен дающий 2.1. Старое и новое 2.9.Речь 2.17. “Упрекни мудрого..."
 7. Церковь Бога - Тело единое 2.2. Притчи о Боге 2.10. Правосудие 2.18. “Отвергший Слово сгинет”
 8. Делающие одно дело 2.3. Мудрость и знание 2.11. Благословение 2.19. Повседневная мудрость
12. ЗНАЧЕНИЕ ЖЕРТВЫ

“Без пролитой крови невозможно отпущение грехов”. Эта библейская доктрина одна из самых важных и, до некоторой степени, самая трудная в Евангелии. Тут простор для искушений и необъятное поле для изучения.
Есть несомненная опасность, что жизненно важные истины, относящиеся к жертве Христа, могут быть поставлены под сомнение или затенены ложным учением на этот счет. Но еще большая опасность подстерегает тех, кто захочет одной игрой слов “вычислить” разум Бога. Др. Томас однажды заметил, что элементарных истин, касающихся искупления немного, и они просты и все они суть “воля Божья”. Если кандидат на крещение способен здраво изложить этот принцип, то крещенская купель его по праву.
Предположим, что, проявив удовлетворительные суждения о вере и других важных принципах, кандидат скажет: “Я верю, что Бог желает совершенной жертвы еще до совершения греха; что Он дал нам того, кто эту жертву принесет. Он послал Своего Сына, Иисуса Господа, рожденного женщиной, во всем на нас похожего, так же как мы искушаемого, но благодаря своему божественному родителю настолько выше нас морально, что представлял собой совершенную жертву и тем заслужил себе искупление от греховной человеческой натуры и так же прощение и искупление для тех, кто пришел к Богу через Него так, как это от нас требуется”. Можно ли отказать ему в крещении, хотя бы он не смог объяснить, почему Бог требовал совершенной жертвы или почему Он желал пролития крови прежде совершения греха?
Если мы приходим к согласию, что знание этих элементарных истин достаточно, чтобы стать частью Завета, поистине это трагедия, если братья станут ломать копья на попытке заглянуть дальше. Еще большая трагедия развивается, когда, увлекшись обменами ударами, братья совершенно забывают о повседневной жизни, о приложении заповедей в первую очередь к ней, а не к словам.
Мы и предположить не можем, что, согласившись на простые истины, не пожелаем пойти далее. Разумеется, мы должны стараться постичь все, что только возможно из божественного откровения. Дискуссии по таким вопросам особенно продуктивны, если их ведут опытные братья, хорошо знающие тему. Тут, однако, надо заметить, что мы имеем дело с предметом, где полезнее побольше слушать и поменьше говорить, и помедленнее писать, если так можно выразиться. Изобретателя книгопечатания подстерегает большой грех у его дверей (перевод точный – прим. переводчика). Было бы полезно обозначить некоторые причины, уведшие братьев при попытке глубже понять доктрину искупления. По крайней мере, это поможет нам быть настороже по отношению к известным опасностям.
Одна причина заключается в тенденции путать объект с его тенью. Братья полагают, что законы требуют необходимости жертвы, а Иисус ее претворил. Все верно с точностью до наоборот. Служение Христа было центральным местом цели Бога, а соблюденное в законах призвано было подтвердить цель. В послании евреям апостол правильно возводит от законов ко Христу, но Христос у него – центр всего, т.е. возводится Им. Мы признаем труды апостолов такими же авторитетными, как и книги Старого Завета. Их простой язык служит нам путеводной, воспользуемся ее светом, чтобы разобраться в законах и символах.
Вторая причина кроется в привычке все объяснять с точки зрения людских законов и логики. Давно уже найдена формула, что если человеческие законы часто имеют действие далекое от того, что имели в виду законодатели, то с законами Бога такого не случается. Мы не можем провести разграничения между Божьим законом и Божьей волей. Когда Бог дает закон, он является выражением Его воли и подразумевается полное сознание относительно их действия (Деян.15:18). Мы и предположить не можем, чтобы кто-то из братьев с этим не согласился, но, тем не менее, некоторые говорят так, как будто никогда об этом не слышали. Не мешает, поэтому, напомнить эти простые истины, запрещающие нам отделять необходимое от Божьих законов.
Третья причина путаницы заключается в постоянном использовании фраз, не всегда верных. Некоторые братья полагают, что поскольку Христос понес наши грехи, то мы автоматически очищаемся смертью – таков их язык. В этом вопросе сразу образуются спорящие группировки. Каждая из сторон свободно пользуется самым двусмысленным языком, не замечая этого, но хорошо улавливая двусмысленности в речи противоположного стана.
Искренние братья и сестры, страстно желающие знать истину, иногда бывают сбиты с толку и даже с пути мудреной игрой слов, находящейся за пределами их понимания. Хаос, производимый такой игрой можно проиллюстрировать рассказом об одном грамотном человеке, который в своих упражнениях формальной логикой кончил тем, что нашел извинение отсутствия веры; мы же далеко не сразу сообразили, куда нас завели. Я помню удивление и даже оцепенение одного из его приверженцев, когда ему показали выкладки “теоретика”.
Да и теперь еще бывают случаю пренебрежения принципами в угоду “расчетам”. Хотя спорящие стороны и будут отрицать факт, но он есть, – что они частенько упускают из виду Христа, как центральную фигуру мироздания. Все в мире было очищено Христовой кровью, а все, чему еще надлежало прийти, пришло через Его жертву. Евреи могут перевернуть фразу задом наперед, но мы должны помнить о цели Бога и никогда не упускать ее из виду.
Какова буквальная Правда, касающаяся жертвы и открытая в Новом Завете? Бог прощает грех и предлагает вечную жизнь на основе жертвы Христа Его жизнью и смертью. Каким бы фигуральным ни был язык Библии, это буквальное значение. Смытые Его кровью наши грех лежат на Нем, груз их на Его теле – искупление грехов кровью, праведного за неправедное. Все эти фразы находятся в гармонии с буквальным значением истины Бога. Прегрешения против Божьих законов могут быть прощены только Богом, Он их и терпит. Физическая нечистота природы очищается только Божьей силой. Жертва Христа – Богом назначенное основание для искупления, от Его милости и терпения (Римл.3:23,24; 4:7; Еф.1:7; Кол.1:14; 1Ин.1:9; 2:12)!
Если мы захотим пойти дальше и спросим почему Бог требует такой жертвы в качестве основы для прощения, предлагаемого Им человечеству, мы не найдем ответа в разных вариациях толкований закона или говоря о наказании за грех. Божий закон есть выражение Божьей воли. Человек согрешил не по воле Бога, но Его воля в том, чтобы человек был свободным существом и смерть расплатой за грех. Его воля была такова, чтобы осквернившийся грехом человек не имел бы доступа к Его Святому присутствию кроме как через совершенную жертву. И Воля Бога такова, что, ответив на Его милостивое приглашение, мы можем быть спасены на условиях, им предложенных (1Фес.5:9). Если мы спросим, почему Бог требует такой жертвы, мы должны искать объяснение в сфере морального. Нельзя дать ответа простым цитированием выраженной Им воли.
Руководствуясь Писанием, мы можем найти моральное объяснение, удовлетворяющее самым строгим, но разумным требованиям. Совершенная жертва требовалась, чтобы плоть могла быть окончательно отвергнута, чтобы грех мог быть окончательно побежден и уничтожен, чтобы праведность и Святость Бога могли быть провозглашены, чтобы грешный человек смирился и не осталось бы в нем ни грана самомнения (Римл.3:23-27; 8:3; Еф.2:1-9).
Бог сделал известным еще античному человеку, что человечеству невозможно к нему приблизиться кроме как через смиренную веру и на основе кровопролития. Он дал закон, который подчеркивал греховность и беспомощность Его народа (Римл.8:15; 5:20). Он сделал ясным, что грех, смытый жертвоприношением, считается окончательно прощенным (Лев.4:20,26,31,35). Он обещал Избавителя, который должен будет покончить с грехом и принести вечную праведность (Дан.9). Когда полнота времени свершится, то любовь, которая воцарится на земле по замыслу Бога заставит даже ангелов пожелать взглянуть. Он выбрал деву из дома Израилева и произвел от нее того, кто будет так силен, чтобы выполнить Им намеченное. Так плоть была уже побеждена самим рождением Христа, грех уничтожаем был на каждом шагу в его жизни, и в конце он добровольно отдал себя в руки смерти, чтобы подняться к бессмертию и воссиять путеводной нашего спасения – ставший совершенным через страдание (Евр.2:10). Ему многое было дано и с него многое спросилось. Свет и тень неразделимы в формировании характера, а в его характере они умножились. Он выработал свое совершенство и заработал спасение силой, данной ему от Бога, и через него Бог открыл дорогу жизни для нас. Так грешная натура, производившая всегда только грешников, поставлена под контроль, приговорена и окончательно уничтожена сильным Сыном Божьим благодаря его замечательному послушанию в жизни и в смерти. На этой основе человечество может достичь святости Создателя, а человек веры, хотя бы и грешный, возвысится до божества. На основе побежденной греховной натуры, уничтоженной тем, кого Бог сделал сильным для Себя, Бог и простит. Таково значение искупления.
Вряд ли возможно представить, чтобы кто-то хотя бы в качестве мгновенного видения разглядел бы нечто подобное описанному, заменив этим все бесплодные спекуляции на тему. Есть ведь такие, кто считает, что Христос никогда не воскресал, и что Его останки будут лежать в вечности либо в качестве утешения Богу либо в виде наказания за грех! Невозможно прокомментировать, если не принять, что это тайнопись. Братья, несомненно, не поддержат такой галиматьи, даже пытаться не станут. Новый Завет описывает жертву Христа просто и буквально. Возьмемся перевести все символы и фигуры на понятный язык. Бог – тот, кто знает конец с самого начала, кто поступает по Своей воле, но не “отрицает Себя” – Бог обеспечил средства для уничтожения греха на основе веры в Него тех, кто ждет от Него прощения.
Много копий сломано на идее, что Христос-де искупил только свою жизнь. Война слов велась между страшившимися сказать что-то уж резкое в адрес Христа и желавшими вернуться к идее “первородного греха”. Никаких трудностей тут не предвидится.
Когда мы говорим о “грехе” плоти, то используем апостольскую фразу из Римл.7. Очевидно, это либо производное, либо переосмысленное слово, т.к. в первоначальном значении грех понимался как прегрешение против божественного закона. Такое же расширенное понимание приняло слово “смерть”, означавшее “яд” – так и говорили: “в этой чаше смерть”. Апостол говорит о законах, принятых у его членов, которые противостоят законам Бога и это ведет к прегрешению. Он называет физическую слабость “грехом” во плоти или “грех”, работающий во мне. Это диавол человеческой натуры, природные инстинкты плоти, которые, если их “допустят”, “ведут к греху”. Нет нужды спорить – существует ли такой закон. Мы знаем ответ. Мы рождены в грехе, и если мы уступим греху, то соответственно усилим злое желание в этом направлении и тем самым “грех” во плоти становится активнее.
Полагать, что необыкновенно чистый и праведный человек испытывает эту слабость в меньшей степени, чем другие – ошибка. Истина в другой стороне. Только испорченный плотский человек не сознает греховности его членов и не понимает того, что апостол подразумевал. Человек с тонкой организацией психики чувствует борьбу острее. Полагать, что Христос искушался как мы и не считать, что его члены не подчиняются закону, было бы полным противоречием. Все равно, как если бы сказать “Кроме этого во всем остальном он не был искушаем!” Христос имел ту же оскверненную натуру, что и мы, иначе он не мог бы быть искушаем, и не мог бы победить грех. Христос имел ту же плоть, что и мы, но никогда не позволял ей развиться хотя бы до греховной мысли. В этой плоти проходила драматическая борьба, и там одержана самая большая победа на памяти человечества. Легко представить, что с его пониманием идеала и с его стандартом честности, слабость плоти была такой тяжелой ношей, что даже язык Псалмов бледнеет. Теперь мы либо обращаемся к простому языку апостолов (Евр.9:12; 10:20) или пророчества и законы. Учение таково, что все должно быть очищено совершенной жертвой, и что никто из Адамова племени не будет иметь доступа к Святое Святых на основе жертвы (Лев.16:2-14 – отметьте семикратное опрыскивание).
Некоторые критики внесли смятение предположением, что жертва Христа была “только актом подчинения воле Бога”, но может и еще что-то. Что они под этим понимали? Подчинение Богу есть исполнение воли Бога. Что можно было спросить еще? Мы все согласимся, что Христос, “Сын возлюбленный”, “Слуга, которым Бог был доволен”, и “всегда исполнял волю Бога” – он не нуждался в прощении. Мы также согласимся, что он нуждался в очищении от греховной природы, с которой он боролся и победил в ней бесовщину. Не будет прощения за личный грех кроме как на основе совершенной жертвы, ибо такова была воля Бога. Невозможно было очищение, бессмертие и вход в Святое Святых никому из Адамова племени кроме как на основе совершенной жертвы, ибо и это была воля Бога. Христос пришел, чтобы исполнить волю Бога, он подчинялся Богу до смерти и так, на основе совершенной жертвы, вошел в Святая Святых “обретя вечное искупление”.
Правда в том, что когда братья, согласные с этим, все еще спорят и подозревают друг друга в недостатке “образованности в Писании”, то они задают себе очень старый вопрос: “Положим, Христос был единственным, кому было обеспечено спасение, – захотел бы он тогда умереть мученической смертью?” Каждый должен был давно знать, что вопрос этот незаконен. Еще спрашивается: “Если воля Бога была совершенно иной в одном направлении, то оставалась ли она неизменной в отношении близких по важности вопросов?” Никто не знает, какова была бы воля Бога, если бы Его цель была другой; только очень самонадеянный человек мог бы заявить, что знает.
Нам остается иметь с волей Бога в том виде, в каком Он ее нам явил. Эти истины так просты и к тому же прекрасны, что если братья не будут настаивать на разночтениях слов с целью начать очередную дискуссию, то не будет никаких препятствий к согласию.
Воля Бога определяет все. Такова была воля Бога, чтобы никто из пораженного грехом человеческого племени не мог войти в Его святое присутствие кроме как на основе совершенно полного отречения от плотских дел до самой смерти. Он приготовил силу, необходимую для этой работы, и для этой цели был рожден Христос. И потом через кровь вечного Завета он был поднят из мертвых. Через свою кровь он вошел в Святое Святых, получив вечное искупление, а мы, если мы истинные верующие, можем стать, наконец, “очищены его кровью от наших грехов” и покрыты его праведностью. Все сказанное может значить, что Бог принимает, прощает и очищает Свой народ на основе совершенной жизни и смерти Своего Помазанного Сына.