> Все книги  >

"ПРИНЦИПЫ И ПРИТЧИ" Ислип Кольер

 1. Путеводитель по жизни 9. Не оглядывайся назад 2.4. Сердце 2.12. Милость и доброта
 2. Равновесие 10. Принципы братства 2.5. Борение 2.13. Умение владеть собой
 3. Более существенные вопросы 11. "Оправдание" противоречий 2.6. Друзья 2.14. Служение Богу
 4. “Сердце обманчиво” 12. Значение жертвы 2.7. Отцы и дети 2.15. Семь зол
 5. “Язык лжив” (Прит.26:28) 13. Приложение принципов 2.8. Прилежание и лень 2.16. Сердце мудрого
 6. Блажен дающий 2.1. Старое и новое 2.9.Речь 2.17. “Упрекни мудрого..."
 7. Церковь Бога - Тело единое 2.2. Притчи о Боге 2.10. Правосудие 2.18. “Отвергший Слово сгинет”
 8. Делающие одно дело 2.3. Мудрость и знание 2.11. Благословение 2.19. Повседневная мудрость
12. МИЛОСТЬ И ДОБРОТА

Известно – о мертвых плохо не говорят. Частенько, однако, в мстительной тираде газетенки сообщают, что N скоропостижно скончался. Мы небезосновательно полагаем, что люди, милостивые к умершим, проявят милосердие и к еще живым, ибо все мы ходим под этим судом и все хотим хотя бы этой милости. Вся история, однако, показывает заметный недостаток именно этого качества. Некоторые сознательно выбирают жестокость своим жизненным кредо, находя в страданиях других дьявольское наслаждение для себя. Другие почти так же жестоки через свой эгоизм, тупость, жадность, страх, раздражительность и безумие.
Милосердие было одним из качеств, доставлявших людям радость в прошлом, как одно из выражений закона любви. А это одно из качеств Бога, хотя Божья милость часто дается на других условиях, далеко не всегда понятных людям. В первом же чтении закона Моисеем подчеркивалась милость Бога, хотя это часто и забывается, – причем более резкие выражения помнятся. “Наказывая детей за грехи отцов до третьего и четвертого поколения”, – часто цитируется и оспаривается. Другие принимают как безоговорочную инструкцию Вт.24:16, где сыны не подлежат наказанию за грехи отцов и видят противоречие двух частей. Эти читатели впадают в ошибку из-за огрехов в умении правильно читать. Если хорошо знающий Писание прочтет полный отрывок без купюр, то совершенство гармонии предстанет ему. “Я Господь твой Бог ревнив, наказываю детей за грехи отцов до третьего и четвертого поколения тех, кто ненавидит меня, и оказываю милость тем, кто любит меня и соблюдает мои заповеди”.
Здесь нет речи о наказании праведных сынов за грехи родителей, как ничего не говорится о возможности награды за заслуги предков нерадивых и мятежных сынов. Наказание понесут ненавидящие Бога сыновья, а милости удостоятся любящие и повинующиеся Ему. Неправедные потомки таких людей как Саул и Ахав страдали за грехи своих отцов в течение нескольких поколений. Бог готов оказать милость евреям, чьи предки жили тысячи лет назад. Мятежники будут уничтожены (Иез.20), но охотно желающие прихода Мессии будут взяты под защиту Завета не за какие-то особые заслуги, а по договору Бога с их предками 4000 лет назад.
Странно, что люди не хотят видеть для себя урока в таком понятном призыве к нам – слабым и несовершенным. Многие, учащие в земле Израиля, подчеркивают необходимость доброты и милосердия и восстают против растущей жестокости. Господь Иисус Христос вновь напомнил урок, но без особого успеха, т.к. сам пострадал от рук людей таких же жестоких, как и их отцы. Он и не ожидал больших сдвигов в их душах от своих слов, а предсказывал продолжение роста жестокостей; так оно и было во всей истории. Немногие усвоили урок и теперь.
Мудрый сказал: “Да не покинут тебя милость и правда. Окунись в них с головой, напиши их в скрижалях твоего сердца”.
Это конечная цель всякого хорошего писания. Многое, доверенное бумаге, сгинуло, не быв прочитано. Даже заповеди, нанесенные на камень, хранились в небрежении и обратились в прах. Но если заповеди записаны в человеческих сердцах, – конечная цель достигнута. Слова, записанные на бумаге, пергаменте или камне, слова, сказанные вдохновенными губами воздействуют на чувства, понимаются и утверждаются разумом, а высказанные мысли, в некотором смысле, вплетаются в характер.
Читаем: “Благотворящий бедному дает взаймы Господу” (Прит.19:17). С другой стороны: “Кто теснит бедного, тот хулит Творца его” (Прит.14:31). “Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, – и не будет услышан” (Прит.21:13).
Кто-то, возможно, подумает, что нет большого смысла цитировать это в наши дни. Кто теперь преследует бедного? Мы живем во время, когда корпоративное сознание общества сильно возросло и теперь уделяется много внимания слабо адаптирующимся людям, иногда даже ставят их нужды выше тех, кто, по общему мнению, способен платить налоги. Но и сейчас слова мудрого не устарели. Бедные и теперь часто остаются без внимания только потому, что они бедные. Многие работодатели пользуются их зависимым положением, зная, что те не будут протестовать. Они хорошо платят жадным горлопанам и тем, кого поддерживают сильные организации. Они совершенно не замечают жалоб хороших работников, как здоровый не замечает свою печень. Так случается, что лучшие труженики в молчании работают на износ. Им не доплачивают потому, что они не жалуются, и они не жалуются потому, что не осмеливаются протестовать. Другими словами они притесняются по своей бедности.
Большинство не имеет возможности играть сколько-нибудь значительную роль в мире – все равно, хорошую или плохую. Обычный гражданин не может стать великим тираном, как не может стать и знаменитым филантропом. Круг его возможностей ограничен, и он ничем не выразит себя. Может быть именно поэтому так часты деспоты в районах трущоб и в ветхих домах. Возможно, эти люди могли бы себя проявить, имей они шанс участвовать в общественной жизни. А играющие роль меценатов часто не находят доброго слова своим домашним. Большая часть христиан всегда подвержена гонениям со стороны власть предержащих, но они только и способны пополнять “казну” Всевышнего, как это приводилось в притче о талантах. Их доброта и их жестокость проявляются в мелочах жизни. Бесполезно дожидаться “великой” возможности для самовыражения. Все, что остается – выражать себя в обществе братьев.
“Добродетельная жена открывает рот, прежде подумав, и язык ее – сама доброта”, – в этом ее возможность к самовыражению. Все знают, как жестоки бывают слова, но никто не может предугадать, как далеко они заведут в исполнении злого, за редкими исключениями. Слова часто заменяют удары, которыми христиане как будто не обмениваются, но эффект от них может быть пострашнее, чем от кулака. Язычники дрались насмерть, а затем вновь становились друзьями. А христиане, бывает, обменяются парой обидных слов и затем остаются врагами на всю жизнь.
Стараясь воплотить в жизнь эти небольшие уроки милосердия и доброты, необходимо постоянно себя контролировать, ибо “нарушители” частенько не отдают себе отчета в совершенном, и это такой предмет, что даже ближайшие друзья не всегда решаются открыто поправить ближнего. Наверняка, каждому случалось быть свидетелем раздраженной и злой тираде, сорвавшейся с губ человека, признанного воплощением доброты. Кто-то не выдержит, кто-то промолчит, хотя испытывает те же чувства. Кто-то сознает очевидный проступок, но оправдывается словами: “Я знаю, что бываю несдержан, но это лучший способ для меня укротить гнев”. Совершенная естественность может, однако, перейти в совершенный сатанизм. Полезно помнить, что кратковременная вспышка может оставить незаживающий рубец на всю жизнь.
Истинные христиане всегда помнят, что и за слова придется отвечать. Закон доброты относится и к словам, хотя бы они не отличались мудростью или знанием. Их слова – самые заурядные, а поступок – подать стакан воды, но и этого достаточно для примера доброты. Если в Царстве Божьем будет дано помнить прошлое, то живущие там воскресят в памяти момент, когда Бог стал притягивать их существо к Его Царству – это будут какие-то милые слова, сказанные соседом на языке доброты.