"Женщины в Церкви". Данкан Хистер
1-4. Сотворение мужчины и женщины
В Библии еще и еще раз настойчиво повторяется, что Бог реально существует и живет, что Он не является неким бесформенным духовным сгустком где-то в космосе(6). Ну, а если Бог существует, то Он должен обладать и полом, в котором ни у кого не должно возникать никаких сомнений, так как Бог во всех Писаниях, с начала до конца, называется “Отцом”. Ангелы всегда так же предстают пред нами в мужском образе, а они в первую очередь являют собой образ и подобие Божие. А потому, естественно возникает вопрос, если Богу было бы угодно, чтобы мы думали о Нем не только как о Муже, то почему Ангелы всегда изображаются мужского пола? Иисус, Сын Божий, был образом ипостаси Божией (Евр 1,3), а Он тоже был мужчиной. Наподобие “мужу”, “человеку” Адаму, Иисус так же часто называется “Мужем” и “Человеком” (Зах 6,12; 13,7; Мф 26,72,74; Лк 23,6; Ин 19,5; 1Тим 2,5), и никогда женщиной. И нигде ничего не говорится о том, что Иисус был бесполый, или же что Он одновременно был и мужчиной и женщиной(7). Легко заметить, что все Христиане феминисты с радостью готовы отказаться от такого жизненно важного представления, как о буквальном существовании Бога, лишь бы не прийти к заключению о том, что Господь Бог был все же Господом, а не Госпожой.
О том, что Бог является “Мужем” мы поговорим еще в заключении нашего занятия, когда будем рассматривать “возможные возражения”.
Бог сотворил первого человека, Адама, по Своему образу и подобию (Быт 1,26) – еще одно доказательство, что Бог является мужского рода. Мужчина и женщина не были сотворены в одно и то же время, одним и тем же способом (как были сотворены все животные), ибо жена была “взята от мужа”. А это является прообразом того, что Христос должен быть “прежде всего”, т.е. прежде всего, из чего состоит церковь (Кол 1,17), т.е. Первенцем нового творения. Иисус Христос “есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви (как Ева была взята из Адама, из его плоти, из его ребра); Он - начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему (как Адам среди животных) во всем первенство” (Кол 1,17,18). Из-за того, что “всё” в новом творении сделано Им и для Него, Он превыше всех нас. Обратите внимание на то, что Адам дал имя Еве точно так же, как он назвал и всех животных, а тот, кто дает имя, как правило, занимает более высокое положение.
Бог установил наш образ жизни так, чтобы постоянно напоминать нам об этом правиле. “Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела… Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее” ради ее спасения (Еф 5,23,25). А потому мужчина, в некотором смысле, выше женщины. Да и то, что “прежде создан Адам, а потом Ева” является причиной того, что женщина должна “учится в безмолвии, со всякою покорностью” (1Тим 2,11,13). Само собой бывает часто и так, что женщина оказывает большее духовное влияние на своего мужа, чем он на нее (ср. с 1Пет 3,1,7, где говорится о верующих парах), однако главное все же состоит в том, что мужья и жены должны являть собой определенную для них образность: мужья должны быть образом Христа, а жены – послушной Ему церкви (Еф 5,32). Именно поэтому жена не должна учить мужа, ибо она может оказывать на него должное влияние своим примером “в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа” (1Пет 3,4). И опять, как и в 1Тим 2,11, речь идет о “безмолвии”, ибо мужья могут приобретаться “без слова” исключительно “житием жен своих” (1Пет 3,1). То есть, жены не должны подробно изъяснять Писания своим мужьям, ибо у них есть более сильной оружие – пример жития, в точном соответствии со словом Божиим. Что может быть лучше многозначительного молчания?
В 1Кор 11,3 видна краткая иерархия: Бог, Христос, мужчина, женщина. Точно так же, как “мужу глава Христос”, так и “жене глава – муж, а Христу глава – Бог”. Несмотря на то, что Бог и Христос очень во многом равны, Сын все равно остается покорным Богу (1Кор 15,28) – точно так же, как женщина покоряется мужчине. А потому отношения между Христом и церковью, между Богом и Христом являются основой отношений между мужчиной и женщиной (обратите внимание на то, что греческие слова, означающие “мужа” и “жену”, так же означают “мужчину” и “женщину” - см., например, 1Тим 2,9; 3,11). Такая иерархия (анафема феминизму!) так же видна и в тех местах, где говорится о “подчинении” женщин, где греческое слово “употассо” так же означает: повиновение и покорность. Так женщина на собраниях церкви должна покрывать свою голову и “иметь на голове своей [знак] власти” (1Кор 11,10). Т.е. она тем самым показывает, что она подвластна мужу, Ангелам, а, следовательно, Христу и Богу. Христианкам-феминисткам, отстаивающим равные права с мужчинами, всегда довольно трудно объяснять это место. Однако то, что глава женщины – мужчина говорит о том, что мужчина имеет власть над женщиной, ибо “глава” всегда означает более высокое, более главенствующее положение.
Образность, и еще раз образность
В современном обществе для многих женщин быть в подчинении мужу лишь из-за того, чтобы тем самым показать на себе образность, может показаться дикостью. Однако и для мужчин жить по предназначенном для них образу, тоже задача не из легких. Ибо кто может признаться, что ему без труда удается подражать любви Божией Своего Сына и любви Христа верующих в Его теле? Вполне вероятно, что на свете существует совсем немного мужей, которые серьезно относятся к образности, которую они должны являть лишь потому, что принадлежат к мужскому роду: являть любовь и святость несравненного Сына Божия по отношению к своим сестрам во Христе. Точно так же и женщинам должно быть трудно понять, а тем более принять то, что им нужно являть покорность своим братьям во Христе – и все лишь потому, что они родились женщинами. Все эти трудности возникают из-за нашего человеческого естества, которому почти невозможно представить, насколько нам всем необходимо подчиняться, покоряться Богу и Христу. Именно в этом кроется главная причина, почему женщины так упорно противятся покоряться мужчинам, дабы тем самым показать на себе образность. И все же, как мужчинам, так и женщинам необходимо стараться являть собой образность. Женщина, которая открыто обучает мужчину, намеренно не следует образности и вместо того, чтобы являть ее на себе, явно пренебрегает ею.
А потому и мужчинам и женщинам необходимо более ясно осознать, что им нужно жить в согласии с предназначенными для них образами. Необходимо заметить, что гуманизм, особенно в системе образования, высмеивает мысль о разнице предназначения полов, из чего проистекает неверие в отношения между всевышними силами и человечеством. Подобный атеизм привел к отказу от представления, что отношения между мужским и женским полом отражают, являются образом отношений между людьми и Богом. Заповедь женщине хранить молчание дана не только для того, чтобы испытать ее повиновение слову Божиему, ибо исполнение ее становится естественным и ничуть не тягостным, если понимать, что исполнять ее нужно по определенному тебе образу. А эти образы были определены еще в раю Едема. Так, например, в 1Тим 2,11-14 говорится, что женщина должна “быть в безмолвии” потому, что Ева научила согрешить Адама. Если женщина сегодня начинает учить мужчину, она тем самым вновь повторяет то, что произошло тогда в Едеме. Точно так же сказано, что “стыдно жене говорить в церкви” (перевод еп. Кассиана), что опять-таки намекает на Едем, когда мужчине и женщине нужно было бы чувствовать стыд за то, что произошло из-за того, что Ева начала учить Адама. Ему не следовало позволять ей учить себя. И здесь образность сопоставимости событий показывает, что одинаково неверно то, что мужчины позволяют женщинам учить, как неверно уже само то, что женщины учат.
Значение образности
Образность у Бога занимает важное место, ибо все Писания основаны, в основном, на образах. Именно поэтому образность имеет такое важное значение, а потому и требует к себе такого же серьезного отношения, как исполнение ясных, недвусмысленных заповедей. Стоит заметить, что феминизм несерьезно относится к образности в жизни полов.
Однако из образности можно почерпнуть несколько жизненно важных представлений, например:
Да и мессианство Иисуса из Назарета трудно было бы доказать без образов из Ветхого Завета, ибо даже в Ис 53 в первую очередь говорится о страданиях Езекии, который был образом Иисуса Христа. Так и Стефан строил защиту своей веры в мессианство Иисуса, в основном, на образах – например, на том, что Иосиф (образ Иисуса) был сначала предан своими братьями (Деян 7,13). Впрочем, наше отношение к безмолвию женщин основывается не только на образности, хотя и она, в данном случае, занимает не последнее место. Есть еще, по крайней мере, три веские причины.
Примечания
(6) Более подробно об этом написано в “Основах Библии”, глава 1.
(7) Примечательно, что многие, являющиеся образами Иисуса Христа, мужчины, так же называются “мужами”, или “человеком”, как будто намеренно намекая как на Адама, еще одного образа Иисуса, так и на Самого “Человека Христа Иисуса”. Например, Моисей, был назван “человеком”, по меньшей мере пять раз (Исх 11,3; 32,1,23; Числ 12,3; Нав 14,6 (см. также церковнославянский), а как известно, уж он-то был точно образом Христа (Вт 18,18). Так же, по крайней мере, десять раз “человеком” называется и Иосиф (Быт 42,30,33 – “муж” в церковнославянском переводе; Быт 43,3,5,6,7,13,14,17).