"Женщины в Церкви". Данкан Хистер
1-8. Женщины в новозаветной церкви
Дело свидетельства о воскресении Господнем было изначально поручено мужчинам, и важность этого видно в том, что, несмотря на то, что женщины и стали свидетелями воскресения, однако среди свидетелей, видевших воскресшего Господа, они не упоминаются Павлом (1Кор 15,5-7). В Новом Завете вполне определенно говорится, что служение женщины должно проходить дома, а свидетельство неверующему миру – в помощи учителям мужчинам в экклесии. Стоит заметить, что среди членов ранней церкви также упоминаются и женские имена, однако они не встречаются, когда речь заходит о проповеди и молитве в общественных местах. И это совсем не случайно, ибо указывает на отношение к женщинам, как в церкви, так и в обществе того времени. Так в 16-й главе Послания к Римлянам среди двадцати шести имен людей, которых приветствует Павел, восемь принадлежат женщинам. А такое вряд ли бы стало возможным, если бы в ранней церкви женщин унижали, или относились к ним пренебрежительно.
В Новом Завете подробно говорится о месте женщин в церкви, а потому утверждать, что они могут учить в церкви лишь на том основании, что об этом забыли написать, будет большой ошибкой. Так, например, очень много, хотя и косвенно, информацию можно почерпнуть из пасторских Посланий о служении вдов, которые, похоже, выделялись в церквах в особые группы, где им оказывалась материальная помощь, а они, в свою очередь, молились за церковь (1Тим 5,3-5,16).
В Новом Завете ни словом не намекается, чтобы женщина когда бы то ни было открыто молилась за всех на собрании. В 1Тим 2 сказано, что так молиться могут исключительно одни лишь мужчины. В Рим 12,7 написано: “учитель ли, - в учении” – говорится так, как будто присутствие в церкви “учительницы” было делом немыслимым. Слова, “а учить жене не позволяю” (1Тим 2,12), отзываются эхом в Откр 2,20: “ты попускаешь жене Иезавели… учить и вводить в заблуждение”. Ангел Фиатирской церкви получил выговор за то, что позволял Иезавели учить, а также за то, что она вводила в заблуждение мужчин, научая их любодействовать. Христос через Павла не позволял учить, тогда как в этой церкви это попускалось. Вполне реально показать, что все то, что происходило в семи церквах, о которых написано в Откр 2 и 3, в непосредственной близости перед 70 годом, можно наблюдать и в наши “последние дни”.
То, что Павел пишет о женщинах, так же резко контрастирует с общественным мнением. Так он, чтобы целиком посвящать себя духовному служению, ободрял одиноких женщин не выходить замуж (1Кор 7,32,34). А в Иудейском обществе того времени с презрением смотрели на незамужнюю женщину. В греко-римском мире, если женщина не была замужем, она почиталась либо за женщину легкого поведения, либо за опозоренную. Павел же советовал не ожидать, когда подобные представления в обществе изменятся, а уже тогда, наперекор всем бытовавшим общественным мнениям, “заботится о Господнем, как угодить Господу”. Уже тогда Павел призывал жить по Духу, а не по плоти. Наставление Павла о том, что женщина может еще раз выйти замуж только после смерти своего первого мужа (1Кор 7,39; Рим 7,1-8), на деле возвышало женщину над тем положением, которое она занимала в обществе того времени. И уже из-за одно только этого Павла вряд ли можно назвать женоненавистником, так как в окружавшем его мире в те времена царила повсеместная аморальность, процветал культовый блуд, а потому нам сейчас трудно себе представить, насколько непривычным для общества звучали слова Павла о верности всего лишь одному супругу.
Точно так же тот же Павел настаивал и на том, чтобы женщины покрывали свою голову на собраниях церкви. Возможно, это было лишь из-за того, что это было вопреки существующим в то время обычаям среди язычников. Вероятно Павлу пришлось выслушать немалое количество жалоб по поводу платочков и шляпок, которые не было принято носить женщинам в обществе того времени. “Мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии” (1Кор 11,16) – слова, намекающие на существование привычных представлений о женщинах в обществе того времени, которые были чужды церкви Христовой.