"Женщины в Церкви". Данкан Хистер
1-7. Женщины и Иисус
Чарльз Реан заканчивает свои исследования многозначительным выводом: “…вполне ясно, что Христианское отношение к женщинам резко отличается от отношения к ним в древней Греции и Риме”(16). И опять-таки, эти слова еще раз доказывают, что современные культуры никогда не оказывали серьезного влияния на религию, основанную на Библии. А потому заповеди о запрещении женщинам быть во главе всеобщего поклонения Богу, остаются неизменными во все времена, невзирая на изменчивость человеческих взглядов.
То, что двенадцать, избранных Иисусом учеников, были мужчинами, говорит о том, какого пола Иисус хотел видеть глав Его церкви. Ну, а то, что Его выбор не зависел от бытовавших в то время в обществе настроений, подтверждается тем, что эти двенадцать мужчин должны стать судьями Израиля в грядущем Царстве. Их важное положение, которое они занимали в течение трех с половиной лет служения Христа, будет отражено и в их положении в Царстве (Мф 19,28; Откр 21,14).
Многими учеными неоднократно отмечалось, что учение Иисуса Христа о женщинах коренным образом отличалось от представлений, царивших о них в то время в Римском мире. Иисус никогда не шел на уступки по главным вопросам. Он не мог думать, как о том говорят некоторые феминисты, что между полами не существует никакой разницы, и в то же самое время избирать двенадцать учеников (а не учениц), и не позволять женщинам учить в церкви, что явно противоречило религиозным представлениям того времени. Настоящее Христианство всегда было религией противопоставляющей себя всем миру и его философиями. Лайфут(17), комментируя отношение Иисуса Христа к женщинам, пишет, что “для современников это должно было казаться чуть ли не социальной революцией”.
Иисус Христос очень чутко относился к разнице полов, придавая ей большое значение. После притчи о горчичном зерне, посаженном “человеком”, или же мужчиной, следует притча о закваске, которую женщина “положила в три меры муки” (Лк 13,18-21). Точно так же и в Лк 15,3-10 Иисус сначала говорит о радости нашедшего потерянную овцу мужчины, после чего рассказывает о радости, нашедшей драхму женщины. Он говорил о полевых лилиях, которые не трудятся, как мужчины, и не прядут, как женщины. Иисус Христос рассказывал о Своем втором пришествии, как о взятии в поле одного из двух мужчин, и одной из двух мелющих женщин. Подобное подчеркнуто внимательное отношение между мужчинами и женщинами можно проследить во всех Евангелиях: сравните Лк 8,14,15 с Лк 8,16,17; Лк 11,5-8 с Лк 4,24-27; Мф 24,43-51 с Мф 25,1-13 и Мф 24,40,41; Мф 13,31-33 с Лк 13,18,18-21. Такое представление резко противоречит понятиям, бытовавшим в то время среди раввинов и прочих, существовавших в те времена религий(19). Таким образом, притчи Иисуса Христа намеренно рассказывались, как о мужчинах, так и о женщинах. Похоже, особенно Луке нравилось, как Господь в притчах одновременно упоминает и мужчин и женщин. Как Марии, так и начальствующему недоставало всего лишь одного (ср. Лк 10,41,42 с Лк 18,22). У Луки же записаны и две притчи об ответе на молитву мужчины и женщины (ср. Лк 11,5-8 с Лк 18,1-8). Он же помещает рядом Ниневитян с царицей южной (Лк 11,29-32), слуг и служанок (Лк 12,45,46), говорит о разделении мужчин и женщин (Лк 12,51-53), об исцелении в субботу, как мужчин, так и женщин (Лк 13,10-16; 14,1-6). Как о “дочери”, так и о “сыне” Авраама (Лк 13,16; 19,9). О потере женщиной драхмы и овцы мужчиной (Лк 15,4-10). Ко всему прочему было бы весьма полезно проследить, как в Ветхом Завете пророки сравнивали Бога одновременно и с мужем, и с женою, например: “Господь выйдет, как исполин, как муж браней… теперь буду кричать, как рождающая” (Ис 42,13,14).
Следующие примеры являются лишним доказательством того, что отношение Иисуса Христа к женщинам сильно отличалось от отношений к ним в окружающем Его мире.
- В мире, по традиции, женщины следовали вере своего мужа(18). Христос же призывал к совершенно противоположному, а именно к тому, что следование за Ним было личным делом каждого человека в отдельности.
- Раввины говорили, что с женщиной нельзя здороваться в общественных местах(20). А потому разговор Иисуса с самарянкой у колодца (Ин 4) говорит о том, что Он, хотя и знал о местных традициях, но не относился к ним всерьез, если они, конечно, не касались чего-нибудь жизненно важного. Этот случай был “странным нововведением в раввинские обычаи”(21). В Талмуде пишется: “Шесть вещей позорят ученика премудрости: он не должен… разговаривать с женщиной на улице” (Babylonian Talmud: Berakoth “Benedictions” 43b). Женщина могла находится в городе лишь с двумя мужчинами, но ни в коем случае с одним. Вне городских стен она обязана была находиться с тремя мужчинами (Babylonian Talmud: Kiddushin “Betrothals” 81a). Господь же разговаривал с ней один на один. А разговор с мужчиной считался веским поводом к разводу. “Какое поведение нарушает Иудейские обычаи? Если она… разговаривает с мужчиной” (Mishnah: Ketuboth “Marriage Deeds” 7:6). Не приходится сомневаться в том, что Господь мало обращал внимание на общепринятые в Его времена представления о женщинах. А то, что Он не дал в Своей церкви им одинакового места с мужчинами, говорит о том, что для того существовали более веские причины, нежели заигрывание с мирской культурой.
- Иудейские представления того времени отводили женщине место ближе не к духовным, а к домашним, хозяйственным делам(21). Однако в случае с Марией и Марфой Христос похвалил Марию за то, что она ради духовной пищи пренебрегла своими домашними обязанностями (Лк 10,38-42). Она сидела у ног Господа, как обычно сидели у ног раввинов их ученики. Когда читаешь о том, что Мария села у ног Господа (Лк 10,39), легко забываешь о том, что сидеть у ног раввина (а Господа так и называли, “Раввуни”) означало быть учеником этого раввина. Но чтобы учеником раввина была женщина?… Неслыханное дело!
- Во времена Иисуса Христа существовало две раввинских школы с различными взглядами на развод. Одна школа утверждала, что развод позволителен в любом случае, тогда как другая говорила, что развод возможен лишь по вине прелюбодеяния. А потому Иисуса спросили, что Он думает о том, по какому случаю возможен развод? Для всех присутствующих было очевидно, что Он должен был занять одну из этих двух сторон. Однако Он всем ясно дал понять, насколько Израильская мысль первого столетия далеко отошла от основ, заложенных еще в Едеме, когда Бог сотворил и соединил вместе мужчину и женщину, а потому, как утверждал Господь, идеальное положение для них было то, если они вообще не разводятся, ни по каким причинам, даже по вине прелюбодеяния. И в этом состоит вся суть учения Христова, ибо все оно незыблемо утверждалось на законах, постановлениях и уставах Ветхого Завета, которые конфликтовали с представлениями современных Ему Иудеев, понимание которых было сильно разбавлено человеческой культурой. Современный феминизм является частью современной нам культуры, а потому он совершенно не приемлем теми Христианами, вера которых основывается исключительно на Писаниях и на учении Христовом. Во времена Иисуса по Римским законам женщина могла развестись со своим мужем, и этим правом охотно пользовались некоторые жены из семейства Ирода(23). Иисусу было известно об этом, и, говоря о присущих в Его время обычаях в обществе, Он однозначно осудил такое поведение: “и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует”. Если Иисус не опасался возражать против бытовавших в Его время общественных представлений о женщинах, то почему Он тогда же ничего не сказал о возможности женщинам учить в церкви, хотя и думал, что это было бы правильно?
Все говорит о том, что отношения Иисуса Христа к женщинам во многом были революционными для общественных представлений того времени. Он не боялся открыто говорить о их социальном положении и месте в обществе. Слова, которые Он говорил, были словами Божиими, на которые не оказывали никакого влияния бытовавшие среди людей социальные представление. И все-таки, несмотря ни на что, Иисус выбрал двенадцать учеников (а не учениц), а потом еще и семьдесят проповедников (а не проповедниц) для свидетельства экклесии Израиля. Заповедь идти и научить все народы была дана мужчинам, хотя, правда и то, что нигде не сказано, что благовествовать по всему миру было запрещено сестрам. В Евангелиях четко обозначено место женщин в благовестии, как помощниц мужчинам в деле обучения и свидетельствования экклесии Израиля. Во время служения Иисуса Христа Ему помогало немало женщин (ср. Лк 8,3; Мф 27,55 с Мф 8,15; Мк 1,31), и то, что о них упоминается в Евангелиях, говорит о роли женщин, которую они должны играть в церкви Христовой. И опять-таки, как в Новом, так и в Ветхом Заветах, везде мы видим “вспомогательную” роль женщины.
Примечания
(16) Ryrie, op. cit., p.13
(17) Joseph B. Lightfoot, Sermons Preached on Special Occasions (Macmillan), p.224. See too Alfred Edersheim, Sketches of Jewish Social Life in the Days of Christ (Religious Tract Society) and W.M.Ramsay, The Church in the Roman Empire (Hodder & Stoughton)
(18) A.Allworthy, Women in the Apostolic Church (Heffer & Sons), p.4. “Женщина должна была поклоняться и знать исключительно только тех богов, в которых верил ее муж” (Plutarch: Moralia, 140D).
(19) A whole host of supporting points in this connection will be found in C.G.Montefiore, Rabbinic Literature and Gospel Teachings (Macmillan)
(21) Montefiore, op. cit., p.47
(22) Alfred Edersheim, The Life and Times of Jesus the Messiah (Eerdmans)