"Женщины в Церкви". Данкан Хистер
2-2. Отношение Иисуса к полам
Иисус, находясь в той же самой культурной среде, сказал о набожности Марии, что о ней будет сказано в целом мире “в память ее”. А это противоречило всем культурным обычаям того времени, где на женщин обращалось исключительно мало внимания. Мы знаем, что Господь Иисус Христос был далеко не мягкотелым Человеком, Который бы верил в одно, а говорил совершенно другое. Например, чтобы он думал, что между мужчинами и женщинами в церкви существует полное равенство, а потому они, так же как мужчины, могут выступать в церкви и быть священниками. Нет! Он был далеко не таким!
Иисус не боялся бросить вызов представлениям окружающего Его мира о женщинах. Так, например, раввины говорили, что с женщиной нельзя здороваться в общественных местах. А потому разговор Иисуса с самарянкой у колодца, когда Он не только поздоровался с ней при народе, но и долго беседовал с ней, был вызовом, брошенным всему обществу. Израильтянка первого столетия должна была следовать вере своего мужа. Иисус же говорил, что вера – это личное дело каждого человека в отдельности. Будь то мужчина, или женщина – каждый должен самостоятельно сделать свой собственный выбор, следовать за Ним, или нет.
Иудейские представления того времени отводили женщине место ближе не к духовным, а к домашним, хозяйственным делам. Однако в случае с Марией и Марфой Христос похвалил Марию за то, что она ради духовной пищи пренебрегла своими домашними обязанностями. Так что получается, что Иисус не закрывал глаза на разницу между полами. Если же внимательно прочитать Его притчи, то можно заметить, что очень часто Он рассказывал сначала о мужчине, и тут же переходит на женщину. Например, в Лк 15 Он сначала рассказывает о радости нашедшего пропавшую овцу мужчины, после чего рассказывает о радости нашедшей потерянную драхму женщины. Так Он говорит, что в Его пришествие “две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится”(1).
Иисус Христос очень чутко относился к разнице полов и не боялся говорить то, что не совпадало с общественными представлениями по этому вопросу. И все же, несмотря на это, Он не встал и не сказал, что, мол, теперь в Моей церкви мужчины и женщины буквально во всем равны. Он избрал двенадцать учеников (а не учениц) и несколько женщин, которые помогали им в служении.
Итак вы понимаете, о чем я говорю. Во всех случаях (в законе Моисеевом, в Ветхом Завете, в отношении Господа Иисуса Христа) никогда, несмотря ни на какие обстоятельства, не принималось во внимание мнение и представление общества, однако всегда настаивалось на том, что женщине не разрешается ни учить, ни проповедовать в собрании Божием, и что в Его церкви женщинам и мужчинам отведены различные роли.
Если же обратить наши взоры на новозаветную церковь, то опять-таки можно увидеть то же самое - что и в Новом Завете пишется много о женщинах, однако нигде не рассказывает о них, как о учителях, ибо совершенно ясно, что в те времена они не были учителями. Если бы женщинам было можно, но не давалась возможность публично учить в церкви, тогда не возникал бы вопрос и о священстве, ибо, насколько я знаю, в Новом Завете ничего не говорится о человеческом священстве. Впрочем, это уже другой разговор.
То, что Павел (которого часто клеймят как женоненавистника) пишет о женщинах, так же резко контрастирует с общественным мнением. Так, например, он говорил, что женщина может еще раз выйти замуж исключительно только после смерти своего первого мужа, что было совершенно не типичным поведением для первого столетия. Так в частности, в 1Кор 14,34, на что мне бы хотелось особенно обратить ваше внимание, он говорит о том, что не позволяет женщинам учить в церкви, но разрешает женщинам учиться в безмолвии. Многие после прочтения этого стиха говорят, что на мнение Павла о том, что женщина должна учиться молча, оказывало влияние современное ему общественное мнение. Однако, знаете ли вы, что он на самом деле здесь цитировал Талмуд, в котором раввинами было написано, что уж лучше сжечь книгу закона, чем позволить женщине изучать ее! А что говорит Павел? “Жена да учится в безмолвии”! Раввины должно быть, когда слышали это, рвали на себе волосы: “Павел утверждает, что женщине можно учиться? Ужас! Кошмар!” Павел намеренно при всем народе разговаривал с женщинами в Филиппах (Деян 16,13), а в Деян 17,12 упоминается об уверовавших в ученье Павла Верийских женщинах. Так что и Павел не воспринимал всерьез бытовавшие в то время общественные представления о женщинах, уча совершенно противному, однако при этом настаивая на том, чтобы женщина в церкви молчала, была в безмолвии, в том смысле, чтобы не учила. Надеюсь услышать какие-нибудь комментарии по 1Кор 14,34, ибо мне хотелось знать, что может означать это место, помимо того, что в нем сказано на простом английском языке. Павел говорит, что женщины должны в церкви молчать, поясняя, что под молчанием он подразумевает учение женщин.
Точно о том же самом говорится и во 2-й главе 1-го Послания к Тимофею, где Павел говорит о покорности женщин: “учить жене не позволяю… но быть в безмолвии”. То же самое греческое слово, переведенное здесь как “покорность” по отношении к женщине, в следующей главе переводится как “послушание”, где говорится о том, как любящий отец должен содержать своих детей (1Тим 3,4). Это не означает, что он должен властвовать над ними – просто это говорит об одинаковости обоюдных отношений, таких же, какие должны быть между мужчинами и женщинами.
Итак, эти два места, 2-я глава из 1-го Послания к Тимофею и из 1Кор 14, являются несомненным камнем преткновения для любого утверждающего права женщин говорить в церкви и исполнять ту же самую роль, что и мужчины. Читая написанное богословами-феминистами, я обнаружил, что при встрече с этими местами, они начинают себя чувствовать очень и очень неудобно. Ибо они тут же начинают говорить о том, что эти места были написаны не по вдохновению, или же что они были написаны под влиянием бытовавшего в то время в обществе представления о женщинах. Впрочем, о том, что общественное мнение никогда не оказывало влияние на мнение Библии о женщинах, мы уже говорили.
Ко всему прочему наше мнение основывается не только на этих двух стихах. Мы уже говорили, что содержание этих стихов полностью согласуется с тем, что говорится в книге Бытие и с образностью всей Библии. Ибо одна и та же мысль прослеживается как в повествовании о Адаме и Еве, так и в законе Моисеевом, как у пророком, так и в учении Господа Иисуса. Так что наше мнение основывается не только на этих двух стихах.
И в заключении мне бы хотелось задать несколько вопросов, на которые я надеюсь услышать ответы, если не от Жаклин, то от кого-нибудь из здесь присутствующих, которые могут воспользоваться для этого ящиками для записок с вопросами. Эти вопросы, конечно же, в первую очередь адресованы тем, кто отстаивает полное равенство в церкви между мужским полом и женским, кто утверждает, что женщины на вполне законных основаниях могут учить в церквах.
Прежде всего мы уже обратили внимание на то, что Библия с самого начала говорит о господствующем положении мужчины над женщиной. А потому спрашивается, как можно примирить это с мыслью о полном равенстве в церкви между мужчинами и женщинами?
Во-вторых. Может ли быть так, чтобы Святой Дух настойчиво во всей Библии утверждал одно, а в наше время он бы вдруг начал говорить совсем, совсем другое?
В-третьих. Влияло ли общественное мнение о женщинах на то, что об этом писалось в Библии? Да, или нет? Подвержено ли содержание Библии бытовавшим общественным мнениям в те или иные времена?
И меня все-таки интересует, если какими-то Библейскими заповедями можно пренебречь, например, заповедями о положении женщин в церкви (при этом не важно, как они пренебрегаются, пусть даже утверждениями, что они были написаны под влиянием бытовавшего в то время общественного мнения), то сколькими тогда и какими заповедями мы можем пренебречь? Так, к примеру, в Библии сказано, не прелюбодействуй. Что мы можем сделать в подобном случае? Сказать, что это было написано в Библии для тех времен, и что в наши дни эта заповедь совершенно устарела? Чем нам руководствоваться в выборе заповедей и постановлений, какие нам исполнять, а какие нет?
А потому разрешите предположить, что уверенность в равенстве полов, а так же в том, что женщина может учить в церкви, исполняя ту же роль, что и мужчина, приводит к сомнениям в самых главных, в самых что ни на есть основах учения:
а) мы будем вынуждены признать полное равенство во всем между Христом и Богом Отцом;
б) мы будем вынуждены признать полное равенство в отношениях между Христом и Его церковью, что явно не так, ибо Библия не говорит об этом;
в) мы будем вынуждены признать, что далеко не вся Библия написана по богодухновению, что ее откровения даны не на все времена;
г) мы будем вынуждены признать, что все написанное в книге Бытие не происходило на самом деле, и что образность в Библии не имеет большого значения.
Именно поэтому мы считаем важным, какого мнения мы придерживаемся по этому вопросу, ибо оно оказывает непосредственное влияние на нашу веру по основам учения.
Разрешите так же сделать предположение, что все изложенное перед вами в этот вечер, целиком и полностью было основано на Библии, а потому и верно. Еще раз подчеркиваю, что единственным для нас авторитетом должна оставаться всегда исключительно лишь Библия. А она, как мы все только что за это короткое мое выступление могли убедиться, дает однозначные ответы по обсуждаемому нами вопросу. Ибо Библия не унижает женщин, и ни в коем случае не отражает представлений о них в обществе.
Наоборот, в Библии можно встретить множество бросающихся в глаза образов, например того, как мужчина является образом Христа, а женщина образом церкви, и как отношения между Христом и церковью являют образ отношений между Богом и Христом, отражая отношения между мужчинами и женщинами во Христе.
(1) “Лука очень часто пишет о парах. Если он упоминает мужчину, то, как правило, он тут же упоминает и женщину. В 1-й главе своего Евангелия он пишет Захарии и Елисавете. В следующей главе о Иосифе и Марии, Симеоне и Анне. В последующих главах он напоминает о вдове из Сарепты и Неемане Сириянине. В притчах он рассказывает о посадившем горчичное зерно мужчине рядом с женщиной, замесившей муку. После притчи о пастухе, потерявшем овцу, он помещает притчу о женщине, нашедшей драхму”. Simon Kistemaker, The Parables (Grand Rapids: Baker, 2002) p. 174.
Председатель:
- Спасибо Данкан за то, что уложились в отведенное Вам время. Сейчас же с удовольствием приглашаю Жаклин, чтобы она в течение 25 минут рассказала нам о своем взгляде на положение женщин в церкви.