> Все книги  >

"Времена отрады"  Роберт Робертс.  Перевод с английского Игоря Сипягова

1. Отрада 

14. Неисследимое богатство Христово

27. Дары Святого Духа 

40. Благосостояние беззаконных

2. Хлебопреломление 

15. Характер Бога 

28. Святость 

41. Слово Господне пребывает вовек

3. Поругание 

16. Читая Писания 

29. Тщетно принятая благодать

42. Мир сей 

4. Подкрепление 

17. Ожидая Христа 

30. День Господень 

43. Вражда между группами людей

5. Бог есть солнце и щит

18. Духовное невежество

31. Свет и мрак 

44. Блаженство знания истины

6. Иная сторона Бога 

19. По трезвому размышлению

32. Сегодняшние страдания

45. Фантазии 

7. Послушание

20. Рабы и господа

33. Христос и пророки

46. Горести

8. Утешение 

21. Воспоминание 

34. Христос и природа 

47. Обращения предупреждения

9. Послание к Филимону

22. Близость Христа

35. Брачная одежда

48. Красота Христа

10. Христос вчера и завтра

23. Одна надежда

36. Соль

49. Псалмы

11. Величие Христово

24. Бесполезные споры

37. Опасность

50. Притчи

12. Дело Божие на земле

25. Любовь и учение

38. Знамения и предания

51. Искушение Христа

13. Странники и пришельцы

26. Повиновение человеческим законам

39. Поступать достойно Бога

52. Нагорная проповедь Христа

XXXV
Брачная одежда

     Притча о брачном пире царского сына. – Толкование ее. – Намерение Бога устроить пир. – Званные. – Во-первых, Иудеи. – Во-вторых, язычники. – Званные с дорог и распутий. – Этикет пира. – Брачная одежда. – Праведность каждого. – Праведности лишь Христовой, явно недостаточно. – Она оправдывает грешника, но не является гарантией для принятия святого. – Брачная одежда не является крещением. – Основа для принятия - постоянство в добром деле. – Крещение только начало. – Блага Духовные. – Блага Божественные. – Начало добродетели. – Кто скажет, когда они закончатся? – Брак Агнца.

 

Наше сегодняшнее собрание, как и собрания всех братьев во всем мире, имеет особенное значение, так как связно некоторым образом с одной из притч, рассказанных Христом. Сама же притча была рассказана Им о враждебном отношении к Нему, как Иудейских начальников, так и подавляющего большинства Иудейского народа. Эта притча была рассказана для того, чтобы показать, как всё это на самом деле выглядит пред лицем Божиим. Дела человеческие для людей могут казаться одним, тогда как на самом деле они выглядят совсем иначе. Павел по ревности к закону терзал верующих, что для него, как для праведника, было исполнением волей Божией, тогда как в глазах Божиих он шел «против рожна». То есть он тем самым наносил вред самому себе, а не тем, с кем боролся. Точно так же думали и книжники с фарисеями, что они, противостоя Иисусу Христу, тем самым защищают Царство Божие, тогда как на самом деле они тем самым исключали себя из него. Чтобы выявить это и была рассказана притча с некоторыми очень неприятными для слушающих подробностями, которые являлись последствиями их собственных дел. Эти-то последствия нас в данный момент и интересуют.

Эта притча записана в Мф 22 и Лк 14. Вот ее содержание: Человек царь «сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти… Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю».

Не составляет труда понять главную мысль этой притчи. Царь олицетворят Бога, говорившего отцам, и старавшегося через них осуществить Свое намерение и волю, что выражается в брачном пире Его Сына. Брачный пир является одним из самых радостных событий в жизни человека, а потому и используется для того, чтобы, хоть как-то, описать то чудесное, что приготовлено Господом Богом для сынов человеческих. Он с самого начала хотел на всей земле поставить праздничную, украшенную всякими добрыми вещами трапезу любви. Однако, прежде чем приглашенные могли воссесть за ней, им нужно было воздать Ему полагающиеся честь и славу. А честь и слава воздается людьми в благодарность за приглашение. Это приглашение, прежде всего, было послано Израилю во плоти, избранному народу для того, чтобы начать исполнять на земле волю Божию. Однако большинство из них, за недостатком ведения и разумения, отказались принять это приглашение. Они восприняли его совершенно не так, как нужно бы. Они были довольны и рады тому, что были народом Господа, однако пользовались этим для прославления самих себя, устраняя Бога от своей жизни и дел. Они приближались к Богу лишь своими устами, тогда как их сердца были далеки от Него. А потому, после длительного времени долготерпения, настал момент, когда приглашение было послано другим.

Именно с этого и начинается притча касаться лично нас. До того, как Израиль отверг это призвание, оно совершенно не касалось нас, так как мы были «отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования» (Еф 2,12). До Павла Бог попускал язычникам ходить своими собственными путями и сквозь пальцы смотрел на страшное невежество, царившее среди них, о чем засвидетельствовано в Деян 14,16; 17,30. С этой точки зрения наше происхождение смутно и туманно, ибо все мы происходим от варваров, не имевших надежды и бывших без Бога в этом мире (Еф 2,12). Само собой, что они надеялись на своих богов, однако все эти надежды были плодом их собственны измышлений, а потому и не признаваемыми Писаниями за таковые.

Благодаря Павлу и его сотрудникам, это призвание, которым так легко пренебрег Израиль в своем роде, распространилось и на варваров, а значит достигло и нас. Все мы, собравшиеся здесь сегодняшним утром, - потомки тех язычников и варваров. Сами мы не слышали гласа Павла, и все-таки призваны так же, как и те, кто слышал. Это призвание дошло до нас через Павла. Оно есть у нас. От Павла нам известно, что это призвание должно было пережить его успение, и должно было действовать вплоть до пришествия Господня. Следовательно то, что слова Павла дошли до нас в понятном для нас виде, свидетельствует о том, что и притча о званных адресована и нам. Рабам из притчи было повелено пойти на распутия и дороги. Так что получается, что мы призваны на брачный пир с распутий и дорог, чтобы составить значительную часть призванных на брачный пир.

И здесь возникает один очень важный вопрос, на который сама же притча и дает ответ. Будем ли мы числиться среди призванных Царем просто потому, что откликнулись на распутиях и дорогах на призвание рабов Царя? Сподобимся ли мы Царствия Божия только потому, что поверили благовестию и крестились? Будем ли мы избраны просто потому, что были призваны? И ответ, который дается на все эти вопросы в притче, полностью соответствуя наставлению Петра – стараться делать твердым свое звание и избрание, из чего следует, что оно не так уж и твердо. Так, что же говорит притча?

Когда царь вошел посмотреть возлежащих, то увидел одного из званных не в брачной одежде, а потому и спросил его: «Друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?» А это говорит о том, что призвание подразумевает еще нечто, о чем не было упомянуто вначале. Гости призывались на брачный пир. А это значит, что на брачный пир нужно было прийти в подобающем случаю виде. Из вопроса царя видно, что каждый из призванных, хотя он и был призван с распутий и дорог, должен был прийти на пир одетый в соответствии. Это человек мог бы сказать, что он пришел только потому, что был призван прийти, однако вопрос царя подразумевает, что он все-таки должен был прийти одетый соответственно своему призванию. Давайте же уточним, в каком одеянии он должен был быть? Что такое эта брачная одежда? Этот образ поясняется в другом месте. Образом всех призванных, возлежащих и одетых так, как нужно на брачном пире. В Апокалипсисе является женщина в белом одеянии, невеста, облеченная в виссон чистый и белый, что же касается этого виссона, то о нем поясняется, что этот «виссон есть праведность святых» (Откр 19,8). В притче в такую одежду должен был быть облачен каждый из призванных. Так что каждый ,из возлежащих на брачном пире, должен быть праведным, обладать праведностью, без которой никто не сможет войти в Царство Божие (1Кор 6,9; Мф 5,20).

Некоторые стараются не замечать такого вывода, обманывая самих себя, говоря, что их праведностью является Христос. Но тогда, почему Он не стал праведностью для отверженного приглашенного? Почему Он не станет праведностью для лжебратий сеющих в плоть, которым, как Он говорит нам, Он скажет: «Отойдите от Меня, делающий беззаконие»? Если у человека нет плодов Духа, которые он мог бы предложить Христу на суде, на котором всем нам придется предстать, на суде, на котором Он будет судить мертвых и живых в явление Свое и в Царствии Своем, то такого человека ожидает участь отверженного гостя. «А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю» (Мф 25,30). Те, кто говорит, что у них нет своей собственной праведности, обнаружат, что Иисус не будет иметь с ними ничего общего.

Утверждение того, что только и исключительно праведность Христова является основанием нашего приятия, является одним из губительнейших заблуждений церковного богословия, которое, без сомнений, происходит от недопонимания некоторых частей Апостольской истины, а именно того, что все из нас находятся под грехом, и что наше спасение зависит не от наших дел, а исключительно от праведности и веры во Христе. Люди давно перестали понимать, что этот закон относится исключительно к неоправданным закоренелым грешникам и совсем не касается к оправданным и прощенным, к тем, кто повиновался вере. Христос является праведником для грешников в том смысле, что Бог дарует им прощение ради Христа, предлагая стать сонаследниками Ему, стать сопричастником тому, что было явлено Богом во Христе. Однако, когда грешники становятся святыми, они переходят на иной уровень отношений. Они становятся рабами своего Господа, Который будет судить их по тем делам, которые они сделали (Откр 2,23; Мф 16,27; 2Кор 5,10; Гал 6,8). Если они приносят духовные плоды, или же то, что от них требует Дух в слове Божием, они получат вечную жизнь. Если же они приносят плотские плоды, или же делают то, что от них требует их естество, то же самое, что делают и все остальные люди, то они унаследуют тление. И именно об этом-то и говорит последнее свидетельство. И именно поэтому-то Апостолы так част и так настойчиво напоминают братиям поступать достойно святым, чтобы они не жили в соответствии с законами мира сего, чтобы они не ожесточились, «обольстившись грехом» (Евр 3,13). Если мы предстанем пред Христом, как тот, один из приглашенных, в небрачной, то есть, в неправедной одежде, то мы, конечно же, будем изгнаны. Однако ни один человек не может сказать, что же такое личная праведность человеческая, если не будет постоянно напоминать себе об этом, если не будет все время с должным благоговением вникать в слово Христово, в написанное слово Апостолов и пророков. Без этого человек, даже, если он глубоко и в совершенстве теоретически познал Иисуса Христа, настолько будет сильно уязвим духом мира сего, чему к тому же способствует и его собственное сердце, что он все равно будет поступать по плоти, даже, если на словах и будет исповедовать Христа, утверждая, что жив, хотя на деле будучи совершенно мертв во всем высоком Божием.

Большинство, изучающих слово Божие, на первых порах впадают в заблуждение, полагая, что под «брачной одеждой» нужно понимать крещение. Однако, если они продолжат свое изучение, применяя его также и на практике в жизни, то это заблуждение постепенно проходит. Со временем они начинают помнить, что многие крещенные будут отвержены на суде, а также то, что самые из выдающихся приглашенных, такие как Авраам, Исаак и Иаков и все пророки, никогда не были крещены. А потому, если бы «брачной одеждой» было крещение, тогда нам нужно было бы признать, что очень большое количество приглашенных должно находиться без этой брачной одежды, и все равно, оставаться на пиру. Кроме того, насколько же принижается вопрос о брачной одежде, и насколько же он не согласуется со всеми Божественными делами, если на первое место выставлять чисто ритуальные составляющие, оставляя добродетель на заднем плане. Ведь крещение является всего лишь первым шагом послушания верующего грешника и по своей природе сродни той праведности, которой облекались обрезаемые фарисеями младенцы, как и совершение празднеств и отделение их от тех, кого они почитали нечистыми и неправедными. Закон, по которому можно войти в Царство, гласит: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф 5,20). И эта-то праведность олицетворена брачной одеждой. Это – во всей своей полноте и совершенстве, «праведность святых», которая откровенно, постоянно и неуклонно овладевала просвещенными людьми, в чьих сердцах вера становилась очищением, действуя в любви и соблюдении всех заповедей Божиих.

Принимая все это во внимание, получаем от этой притчи здравое и трезвое наставление, ибо она говорит нам, что одного принятия благовестия явно не достаточно для спасения. Она говорит о том, что необходимо также еще и облечение во внутреннего человека со всеми его законами, уставами и привязанностями, которые в таком избытке предоставляются нам Духом в слове Божием, и которые нам должно извлекать постоянным и внимательным обращением к нему. Все это составляет брачную одежду, без которой мы несчастны и жалки, нищи, слепы и наги, даже, если в своем ослеплении говорим, что «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды». Все это помогает нам правильно понять и верно определить, что из себя представляет предложение Духа: «Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей» (Откр 3,18).

Божественный купец создал дом для продажи Своих товаров. Он раскладывает их в Библии на всеобщее обозрение, призывая покупателей на перекрестках: «К вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой! Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые - разуму. Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих – правда» (Пр 8,4-6).

Всем тем, кто услышал это призвание, предстоит познать простую истину того, что «блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, - потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота: она дороже драгоценных камней; и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею. Долгоденствие - в правой руке ее, а в левой у нее - богатство и слава; пути ее - пути приятные, и все стези ее – мирные» (Пр 3,13-17). Познание благ Божественной премудрости начинается уже сегодня с постоянного осознания доброй совести пред Богом и людьми и неописуемой радости и надежды на все хорошее, что ожидает нас в конце этого утомительного жизненного пути. Так, что же тогда можно сказать о том, что ожидает в конце этого пути тех, кто, по словам Христа, побеждает и соблюдает дела Его до конца? На то не хватит ни слов, ни воображения. Мы лишь можем повторить вслед за Давидом: «Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя и которые приготовил уповающим на Тебя пред сынами человеческими!» По всей земле поношение Его народа будет снято с него. Сынам Божиим более не придется испытывать ругательства от тех, чье наследие находится в этой жизни, от тех, чья жизнь легка и беззаботна, от тех, кто обладает большим имуществом, у кого «выкатились от жира глаза», кто имеет больше, сколько бы хотело сердце их. Когда от сынов плоти всевозможных слоев этого общества останется одна лишь память, тогда прославятся сыны Божии. Тяготы для сынов Божиих лишь на время. Когда же их сражение совершится, когда битва закончится, они получат одеяние хвалы за то, что претерпели, как и власть бессмертия, непрекращающейся великой радости, к которой предуставлены все призванные и избранные на брачном пире Царского Сына. Верно сказано: «блаженны званые на брачную вечерю Агнца».