> Все книги  >

"Времена отрады"  Роберт Робертс.  Перевод с английского Игоря Сипягова

1. Отрада 

14. Неисследимое богатство Христово

27. Дары Святого Духа 

40. Благосостояние беззаконных

2. Хлебопреломление 

15. Характер Бога 

28. Святость 

41. Слово Господне пребывает вовек

3. Поругание 

16. Читая Писания 

29. Тщетно принятая благодать

42. Мир сей 

4. Подкрепление 

17. Ожидая Христа 

30. День Господень 

43. Вражда между группами людей

5. Бог есть солнце и щит

18. Духовное невежество

31. Свет и мрак 

44. Блаженство знания истины

6. Иная сторона Бога 

19. По трезвому размышлению

32. Сегодняшние страдания

45. Фантазии 

7. Послушание

20. Рабы и господа

33. Христос и пророки

46. Горести

8. Утешение 

21. Воспоминание 

34. Христос и природа 

47. Обращения предупреждения

9. Послание к Филимону

22. Близость Христа

35. Брачная одежда

48. Красота Христа

10. Христос вчера и завтра

23. Одна надежда

36. Соль

49. Псалмы

11. Величие Христово

24. Бесполезные споры

37. Опасность

50. Притчи

12. Дело Божие на земле

25. Любовь и учение

38. Знамения и предания

51. Искушение Христа

13. Странники и пришельцы

26. Повиновение человеческим законам

39. Поступать достойно Бога

52. Нагорная проповедь Христа

VII

Послушание

       Строение Посланий Павла. – Чистота прежде мира. – Отрада святости во Христе. – Заповедь доброты к неблагодарным. – Отговорки для неповиновения. – Приятные и не очень приятные обязанности. – Необходимость исполнения и неприятных обязанностей. – Злое время и возможности для святых. – Христос среди собрания. – Подчинение злу еще не конец. – Просто испытания. – Последующее за тем утешение. – Венец после распятия. – А пока нужно нести крест. – Молодость. – Умные ученики. – Множество способов несения креста.

 

2-е Послание к Коринфянам, гл 1. Это Послание Павла, дорогие братья и сестры, является чудеснейшим эталоном. Не думаю, что мы можем что-то написать, или сказать лучше, чем Павел, а потому лучшее для нас следовать его примеру, как он следовал примеру Христа. Какое прекрасное начало этого второго Послания к Коринфянам. После приветствий тех, кому оно было адресовано, и перечисления тех, от кого оно было написано, Павел пишет: «благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа». Чудеснейшее приветствие! И это не пустой набор слов. Это – настоящее желание Павла, чтобы была дана благодать тем, кому он писал, и чтобы они жили в мире, исходящем из двух разных, хотя и одинаковых источников: Бога Отца, Творца и Вседержителя, а также Господа Иисуса, через Которого Он благоволил спасти падший род человеческий. От Них проистекает умиротворение, настоящий мир, который невозможно никому нарушить, ибо сказано: «Дарует ли Он тишину, кто может возмутить? скрывает ли Он лице Свое, кто может увидеть Его? Будет ли это для народа, или для одного человека...»  (Иов 34,29).

В приветствии Павла есть, конечно, и еще кое-что – негласный принцип его благословения, который хорошо виден из слов Иакова: «во-первых, чиста, потом мирна». Его пожелание мира исходило из того, что их сообщество ходило в повиновении заповедям Апостолов, стояло на основании Апостолов и пророков, сообщество чистых сердец и чистых жизней, чистых мыслей и чистых дел, чистых стремлений и чистых желаний, порождаемых чистым ведением Бога и верой в Его обетования, а также в чистую любовь Господа Иисуса, как центра этих обетований. Мы также верим тому же благовестию, а значит и находимся в таком же положении, что и Коринфяне, а потому можем осмелиться и в это воскресение, как и во все прочие, когда мы собираемся за этой трапезой, принять и себе пожелание мира Павлом, которого он, без сомнения, пожелал бы и нам. Но все-таки давайте обратимся к чистоте. Иисус говорит: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам». Мы можем знать слово, однако всё так же оставаться нечистыми. Если это слово не очищает нас, оно бесполезно, и именно об этом мы и поговорим этим воскресеньем. Мы собрались вместе, как сыны Божие, но нам всегда нужно помнить о своем высоком положении. Сегодня мы собрались не так, как когда мы собираемся вместе для защиты истины, или для свидетельствования о ней. Нам нет нужды объяснять свое положение, нет необходимости доказывать благость Божию, ибо все мы признаем тот возвышенный пример, к которому мы призваны. Мы веруем Господу и взяли на себя Его иго, и хотя мы понимаем все свои преимущества, но сознаем также и все обязанности, связанные с этим. Мы не призваны к непомерным страданиям, хотя здесь лучше больше, чем меньше. Есть большая опасность в том, что люди не желают страдать в достаточной мере, недостаточно осуждая себя пред лицем Божиим. Хотя, впрочем, и в этом не стоит переусердствовать, как то случается с некоторыми, лишающими самих себя истинного утешения, которое находится в их же положении настоящих наследников благодатной жизни. Некоторые слишком унижают себя и свои способности, лишая себя подкрепления утешением словом Божиим. Так Павел говорит: «Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени и ходите прямо ногами вашими». И еще: «Утешайте малодушных, поддерживайте слабых». Да будет там, где чистота – утешение, а где грехопадение – покаяние и мольба. Если нет чистоты, то нет и повиновения – пусть там не будет утешения; пусть там будет болезнь, плач и рыдание и горе вместо радости истины, доколе не придет чистота. Как о том говорит Иаков: «Очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость - в печаль». Если же у нас есть обещание доброй совести, если мы идем по стопам Христовым, обозначенными для нас обширными заповедями, контролирующими каждое мгновение этой жизни, тогда да имеем мы утешение.

Мне бы хотелось упомянуть одну заповедь, заповедь, тесно связанную с остальными, заповедь которую Христос на разные лады повторял несколько раз: «Будьте благи к неблагодарным и злым». Или иначе: «кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою... как Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить». И еще: «всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится». Во всем этом Он указывает на Свой Собственный пример: «Если Я, Господь и Учитель... дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам». Это ясная и безоговорочная заповедь – как заповедь креститься – с объяснением необходимых причин исполнения ее, которые мы так склонны не замечать, ибо все это идет вразрез самой сути человеческого естества. Заповеди не красть, не лгать, не прелюбодействовать соответствуют человеческим понятиям о приличиях, а потому и легче выполнимы, а вот делать добро неблагодарным и злым противоречит всем естественным человеческим чувствам, а также всем моральным правилам этого мира. Нет ничего более обычного, чем слышать оправдание своей недоброжелательности недостойностью человеческой. Некоторые находятся в нужде, что не отрицается, однако можно услышать, что тот, или иной человек не заслуживает помощи, чему тут же находится множество причин. Некто желает благосклонности, но не заслуживает ее из-за прошлых грехов. Кто-то болен, однако заработал сам себе болезни, а потому считается, что он получает по заслугам. Внимание не обращается на жалобы вдовы потому, что она не заботится о своей душе. Но так не должно быть. Поступая так, мы являем неверность Христу и собственную никчемность. Нам необходимо служить всем не потому, что так нам нравится, а потому, что так нам было заповедано Им. Это – наказание наше (в смысле поучения), хотя под час и горькое. Сладость же придет (даже сейчас), когда окажешь доброту к «неблагодарным и злым».

Есть люди, которые ничего не делают, если они от этого не получают удовольствия. Они готовы пойти туда, где можно выпить. Они пойдут туда, где можно закусить. Они с удовольствием будут посещать здоровых и богатых. Они будут добры к благодарным и хорошим людям, приглашая друзей, которые смогут пригласить и их. Немногие посещают несчастных вдов. Немногие могут быть добры к неприятным людям, немногие приглашают на свои праздники нищих, увечных, хромых и слепых, которые не смогут воздать, но – не они настоящие рабы Христовы. Иисус говорит: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! - и не делаете того, что Я говорю?» Давайте помнить об этом. Мало с удовольствием слушать об истине, ибо много таких, которые с удовольствием слушают благовестие, таких, которые похожи на людей, когда-то слушавших Иезекииля: «И вот, ты для них - как забавный певец с приятным голосом и хорошо играющий; они слушают слова твои, но не исполняют их» (гл 33,32). Не стоит забывать, что Иисус таких людей («слушающих и не исполняющих») уподобил строящим свой жом на песке, «и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф 7,26). Если мы считаем, что находимся вместе с Иисусом и с тем великим собранием, составляющим Царство Божие, то нам необходимо строго исполнять все Его заповеди.

Некоторые люди, в той или иной степени, сожалеют о потере времени, когда судьба все же заставляет их делать нечто подобное. Они чувствуют примерно то же самое, что чувствовал Давид, когда говорил: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие!» И это правильно и нормально, однако нельзя временную задержку почитать за непоправимую беду. Есть и другая сторона вопроса. Эти злые времена дают и нам возможность показать себя. Если бы не было неблагодарных людей, если бы мы не обращались среди злых, если бы всё вокруг служило всегда к духовной пользе, то как бы мы смогли исполнять заповеди Христовы, наличие которых предполагает само по себе существование окружающего нас зла? Если бы всё вокруг было безоблачно и светло, то нам стоило бы пожалеть самих себя, ибо у нас тогда бы не было возможности для испытаний того, можем ли мы исполнять Его заповеди, или нет. С подобными настроениями мне приходилось встречаться в несколько иной форме, когда братья и сестры сильно желали служить Христу, говоря об отречении от всего. Если хорошенько подумать, то наличие современного зла для них оказывается на поверку чистым благословением, ибо любое зло для них должно оборачиваться одним добром. Они имели бы возможность для постоянных испытаний, ибо они считают, что все угодники Божии, должны, как это было всегда, жить одиноко. Взять хотя бы Лота в Содоме, или Моисея среди неверного собрания, павшего в пустыне, или же Господа Иисуса, Который, хотя и окруженный учениками, был одинок в противостоянии Ему грешников, Которого не понимали даже самые Ему близкие люди, ибо не могли достичь Его уровня. Все они смотрели лишь на внешнюю сторону Его служения. Следовавших за Ним толпы в Его чудесах привлекали сиюминутные выгоды, а потому для них было холодным душем, когда Он сказал: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником». Ему необходимо было идти Своим единственным путем, и ради предлежавшей Ему радости претерпеть крест. Попробуйте жить так, и вы станете для всех чужаками. Помните, что любое подчинение злу является лишь испытанием. Человеку не присуще принимать его постоянно. Без твердого утешения со стороны Бога, это было бы совсем невыносимо. Богу не угодно, чтобы мы переносили нечто большее, чем было перенесено Иисусом, Который вместо предлежащей Ему радости претерпел поношение. А потому мы можем благодушествовать, взирая на чудесную мысль, являемую в словах Павла: «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа». После чего следуют такие же утешительные слова: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих! Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше». Скорби и страдания Павла были скорбями и страданиями Христовыми, как и скорби и страдания Коринфян. Павел был беден и гоним – также и они, из-за связи с ним, были бедны и гонимы, а потому и разделяли страдания Христовы. То же самое относится и к нам. Нам также следует смириться с неприятием в обществе, с несправедливыми мнениями о нас, со своим унижением среди людей, если только мы остаемся верными истине. Но если в Коринфе умножались страдания, то вместе с ними умножалось и утешение. Утешение Христово! Или, как Он сказал: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Это утешение, как видно по всему, еще в будущем. Радость Христова, Христово утешение – наши, ибо когда придет время подводить итоги всем страданиям и испытаниям, Он предложит Своим рабам войти в радость Господина своего. «На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством». Он будет смотреть на славу мира, которая будет установлена благодаря Его усилиям, которая восстанет из праха в бессмертном поколении, восхваляющем Его победу над смертью. Он будет смотреть на мир совершенно отличный от того мира, когда над Ним смеялись фарисеи. Вся радость мира сего, всё его богатство, вся власть, слава и жизнь, всё будет Его. Тогда все страдания и скорби, выпавшие на Его долю от Бога, будут в прошлом и будут видеться, как посланные испытания, ради достижения этой цели. И мы, если только разделяем сегодня Его страдания, будем вместе с Ним разделять и Его славу. Сегодня крест – завтра награда. Нам необходимо настраивать свой ум на необходимое, на самоотречение. Нам надо настраивать свой ум на многое пока не существующее, на многое, что присуще естеству человека, но что так сильно мешает «проходить предлежащее нам поприще». Нам нужно свергнуть «с себя всякое бремя»,  стараясь все более и более делать твердым наше звание и избрание.

Молодые женщины, призванные проходить это поприще, не должны украшать себя безделушками, посвящая украшениям себя целые часы, а наоборот, должны дорожить временем, потому что дни лукавы, по силам и возможностям занимаясь благотворительностью. Мужчины с высоким уровнем интеллекта не должны тратить свое время на чтение простой художественной, или технической литературы, которая, несмотря на некоторую степень интереса, занятности и остроумия, под конец жизни не приносит абсолютно ничего, ибо сейчас ничего не стоит читать кроме Евангелия. После получения вечной жизни будет много времени, которое можно будет посвятить игре ума и воображения. Но чтобы добиться этого, сегодня нам необходимо отказаться от много. Нам необходимо выбрать неприятное. Но мы делаем этот выбор не по глупости. Человек всегда выбирает нечто тяжелое ради достижения какой-то выгодной цели. Человек спустится во мглу подземелья, если он знает, что тем самым он обогатится до конца своих дней. А человек, который своим внутренним оком видит в Христе будущего властелина мира сего, с радостью разделит сегодня с Ним скорби и страдания, понимая, что это необходимо сейчас, чтобы наследовать грядущую славу. А разделять с Христом Его страдания существует много способов. Пусть каждый выберет свой. И не откладывая, ибо Христу не угодны нерадивые рабы. Да не будет нашей целью в этой жизни покой и уют. Пусть нашим стремлением будет служение Ему, помощь Его нуждам. А помогать Ему можно по-разному: прославлением Его имени, возрастанием в Его истине, увеличением благосостояния Его народа, да мало ли что еще, можно сделать, чтобы не постыдиться в день, когда придется давать отчет? В то время, как мы находим себе утешение, давайте прежде всего убедимся, что мы своим повиновением заслуживаем этого утешения, во-первых, своей полной чистотой и, во-вторых, служением во всем и всегда по воле своего Наставника. И надо в любой момент быть готовым к тому, что это не всегда приятно и доставляет удовольствие. Иногда совсем, совсем наоборот! Иногда, наше служение приносит с собой чистый аромат небесной амброзии, но чаще всего оно превращается в тяжелый, утомительный и изнурительный труд. Часто из-за этого мы теряем уверенность, хотя истинной причиной этой потери является отсутствие радости. Истина, по идее, должна приносить радость, хотя отсутствие радости не обязательно означает отсутствие Господней благосклонности, ибо, если взять в качестве примера Давида или Иисуса, то обоим им пришлось перенести очень много страданий. Возьмите псалмы Давида. Как много их написано в бессонные ночи… Да и Сам Христос был Мужем скорбей, изведавший болезни. А потому не стоит, если мы не всегда видим над своей головой солнце, делать вывод, что Бог неблагосклонен к нам. Можно творить добро и в то же время страдать. При этом древнее правило остается неизменным: «если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица?» Это было сказано Каину, как и любому ученику Христову. «А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит». В таком случае радость неуместна, ибо беззаконная радость обернется в плач и скрежет зубов в день славы Христа.