> Все книги  >

"Времена отрады"  Роберт Робертс.  Перевод с английского Игоря Сипягова

1. Отрада 

14. Неисследимое богатство Христово

27. Дары Святого Духа 

40. Благосостояние беззаконных

2. Хлебопреломление 

15. Характер Бога 

28. Святость 

41. Слово Господне пребывает вовек

3. Поругание 

16. Читая Писания 

29. Тщетно принятая благодать

42. Мир сей 

4. Подкрепление 

17. Ожидая Христа 

30. День Господень 

43. Вражда между группами людей

5. Бог есть солнце и щит

18. Духовное невежество

31. Свет и мрак 

44. Блаженство знания истины

6. Иная сторона Бога 

19. По трезвому размышлению

32. Сегодняшние страдания

45. Фантазии 

7. Послушание

20. Рабы и господа

33. Христос и пророки

46. Горести

8. Утешение 

21. Воспоминание 

34. Христос и природа 

47. Обращения предупреждения

9. Послание к Филимону

22. Близость Христа

35. Брачная одежда

48. Красота Христа

10. Христос вчера и завтра

23. Одна надежда

36. Соль

49. Псалмы

11. Величие Христово

24. Бесполезные споры

37. Опасность

50. Притчи

12. Дело Божие на земле

25. Любовь и учение

38. Знамения и предания

51. Искушение Христа

13. Странники и пришельцы

26. Повиновение человеческим законам

39. Поступать достойно Бога

52. Нагорная проповедь Христа

XL
Благосостояние беззаконных

     Трудность, тайна. – Благосостояние беззаконных. – Мысли об этом Давида, Иеремии и Аввакума. – Объяснение. – Худшее сначала. – Время бега с лошадьми и выхода из берегов Иордана. – Конец почти близок. – Беззаконные на время. – Утешение праведников во все времена. – Авраам, Израиль, Анна, Даниил. – Радость Христа. – Его утешение Своих учеников. – О том же говорил и Павел. – Обетования через Иоанна на острове Патмос. – Последствия Армагеддона. – Очевидны и полный ответ. – Благосостояние беззаконных не вечно. – Очевидное замедление. – Господь не медлит с выполнением Своих обетований. – Необходимость отсрочки суда. – Величие и мудрость задуманного. – Не стоит забывать об утешении. – Жертвуя чем-то ради лучшего. – Отложение всякого бремени.

 

В сегодняшнем утреннем чтении из пророков выделяется одна мысль, которая, рано или поздно, приходит в голову любому почитателю праведности. Более того, здесь же мы находим и Божественный ответ на эту мысль, а потому, читая 12-ю главу книги пророка Иеремии, мы получаем великое утешение по этому вопросу, подкрепление и большую помощь на оставшуюся часть злого дня. Итак Иеремия говорит: «Праведен будешь Ты, Господи, если я стану судиться с Тобою». Как будто тем самым он хочет сказать: «Мне бы хотелось услышать от Тебя, Господи, кой-какое объяснение о том, что на мой взгляд совершенно не совместимо с Твоей праведностью». «И однако же буду говорить с Тобою о правосудии: почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют? Ты насадил их, и они укоренились, выросли и приносят плод». Это – именно то, что мы видим вокруг себя. Такая картина способна вызвать не только уныние, но даже потрясти человека, незнающего объяснения благосостояния, здоровья, благоденствия и власти того, кто никогда Бога не боялся и людей не стыдился. Короче говоря, пред нами предстает картина того, когда кроткий среди людей отодвигается в сторону, когда праведность приносит бедность и презрение, что, как кажется, совершенно не замечается Богом, и что Он ничего не предпринимает ради того, чтобы хоть как-то защитить Свое бесчестимое имя. Такое положение вещей приводило в отчаяние псалмопевца, который говорит: «Я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их; на работе человеческой нет их, и с [прочими] людьми не подвергаются ударам. От того гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, [как] наряд, одевает их; выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце». То же самое недовольство по благоденствию беззаконных высказывал и Аввакум: «Для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его, и оставляешь людей как рыбу в море, как пресмыкающихся, у которых нет властителя? Всех их таскает удою, захватывает в сеть свою и забирает их в неводы свои, и от того радуется и торжествует».

Нас также часто может огорчать подобное положение вещей, однако нас может довольно сильно утешить мысль, что то же самое огорчало не только нас, но и таких выдающихся людей, как Давида, Иеремию, Аввакума и Мужа скорбей и изведавшего болезни, чьи мысли и чувства описывает богодухновенный псалмопевец. Однако большим утешением и отрадой служит также и то, что нам поясняется, почему всё так происходит. Давайте этим утром посмотрим на это объяснение с тем, чтобы получить удовольствие и насладиться последствиями того, что происходит сейчас, мыслью о том, что всё это очень вскоре закончится и исчезнет без следа, как исчезает ночь перед грядущим утром, как и тем, что в определенное на то время Господь Бог проявит правду и славу пред всеми народами.

Но прежде всего давайте посмотрим на ответ, полученный Иеремией. На первый взгляд он совсем не утешителен: «Если ты с пешими бежал, и они утомили тебя, как же тебе состязаться с конями? и если в стране мирной ты был безопасен, то что будешь делать в наводнение Иордана?» Эти слова надо было понимать так, что всё худшее еще впереди. Иеремия был огорчен от того, что видел благоденствующими нечестивых и вероломных среди народа Иеговы на земле Иеговы, что было равносильно состязанию в беге человека с конями. Однако еще больший успех нечестивых ожидал в будущем, что и было предсказано в следующих словах: «Я оставил дом Мой; покинул удел Мой; самое любезное для души Моей отдал в руки врагов его». И это ужасное благоденствие пришло в определенное на то время. Враги Израиля, как кровь, наводнили землю, смыв с нее самую суть Богом установленных предписаний и постановлений. Установились страшные и горькие времена язычников, начало которых уже было видно в вопросе Иеремии. Они преуспевали в течение всех мрачных веков, ночные тени которых все еще расползаются по всей земле. Время состязания с конями и наводнения Иордана еще не закончилось, а душевная боль Иеремии до сих пор не утихает из-за преуспевания нечестивых. Однако не всё так безнадежно. Скоро наступит рассвет. Царства мира сего станут Царством нашего Господа и Христа Его. Времена благополучия нечестивых уже почти закончились. Битва великого дня Бога Вседержителя превратит в прах власть и силу всех народов. Тогда, в те дни провозглашения седьмого Ангела, совершится тайна Божия, как Он о том и говорил Своим рабам пророкам. Об этом нам стало известно из позже доверенной Иоанну на острове Патмос информации. Именно тогда мы увидим радостное собрание со всех концов земли и со всех веков причисленных и удостоенных возлежать с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Божием. В то время Иеремии уже не нужно будет больше выяснять, почему Он так, а не иначе, поступает с людьми. «Возрадуется праведник, когда увидит отмщение; омоет стопы свои в крови нечестивого. И скажет человек: "подлинно есть плод праведнику! итак есть Бог, судящий на земле!"»

В виду всего этого прямой ответ на жалобный плачь Иеремии по поводу того, что нечестивые, будучи посажеными и процветающими, можно найти в слове, записанном Исаией в 40-й главе: «Едва они посажены, едва посеяны, едва укоренился в земле ствол их, и как только Иегова (Яхве) дохнул на них, они высохли, и вихрь унес их, как солому». Так что то, что они посажены и посеяны – одна видимость. Они посажены, посеяны и укоренились лишь на время, на такое же краткое, как овощи в огороде. Как только их время закончится, искать их будет тщетно. И это является утешением и отрадой для всех святых во все времена. Еще Аврааму было обетованно, что его семя овладеет городами врагов своих. Так и Валаам прорекал о том, что взойдет звезда от Иакова и восстанет жезл от Израиля, который станет сильным властителем и сокрушит всех сынов вражьих. Во времена судей Анна воспела песнь, в которой говорилось о том, что Господь сотрет всех препирающихся с Ним, будет судить концы земли и вознесет рог помазанника Своего. Для Давида было большим утешением знать, что его престол будет установлен навсегда, и что злодеи исчезнут, а уповающие на Бога наследуют землю. Так он говорит о том, что «нечестивые возникают, как трава, и делающие беззаконие цветут, чтобы исчезнуть на веки». Все видения из книги пророка Даниила о том же самом, о том, о чем свидетельствует величественное видение истукана, показанного царю во сне, который был разрушен и превращен в прах камнем, хотя и был сделан из таких материалов, которые, ну, никак не могли превратиться в прах. Ужасное чудовище, которое видел и сам Даниил, погибает от рук Ветхого днями и предается на сожжение огню. Из пророчества о семидесяти седьминах, в которые должен был главенствовать Рим, видно, что это должно происходить лишь до тех пор, когда «окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя». Видение овна и козла заканчивается намеком на то, что языческие враги Израиля будут в конце концов сокрушены, но «не рукою», тогда как заключительное видение конца времен все пронизано величием Князя, стоящего за сынов народа Даниила, во главе которого погибнет союз государств во главе с Гогом, которому уже ничто не сможет помочь.

А что мы можем сказать о дополнении картины по совершении времен, о чем свидетельствуется в Новом Завете? Иисус возрадовался в Духе, когда, глядя вперед, видел сатану, павшего, как молния с небес власти и превознесения. «Горе вам, - говорил Он обращаясь к тем, кто принадлежал к лагерю сатаны в Его время, - ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете». Утешая Своих учеников, Он говорил, что они будут плакать и рыдать в то время, когда мир сей будут радоваться. «Вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет…но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас». Давайте также послушаем утешение, звучащее из уст посланника Христова, который был особо послан к язычникам, и который оставил пример всем тем, кто, как и он, уверовал Христу к жизни вечной: «Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре» (Рим 16,20). «Праведно пред Богом - оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его» (2Фес 1,7). Бог воздаст каждому: «которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, - ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, [потом] и Еллина!» (Рим 2,8).

Когда мы смотрим на последнее обращение Христа к Своим друзьям, то видим, что всё это собрано в один, чудесный сгусток. В Своем откровении Иоанну на острове Патмос, Он сообщает нам, что получил от Своего Отца поручение, которое было записано в Пс 2,9: «Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника». Однако Он обещает, что это дело Он будет делать не один, а с верными Ему: «Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил [власть] от Отца Моего». Он заранее являет нам то, что произойдет в конце концов, какой ужасный конец ожидает всех Его врагов, показывая нам с одной стороны «царей земных и воинства их», собранных вместе для того, чтобы сразиться с теми, кто с другой стороны, «с Сидящим на коне и с воинством Его», рассказывая дальше о великой победе «в оный великий день Бога Вседержителя». В образе скованного и заключенного дракона, Он являет нам власть и силу врага, а в топтании точила – ярость и гнев Божий против мира сего, направленный в страшном осуждении его, чтобы все царства земные стали Царством Иеговы (Яхве) и Христа Его, для того, чтобы его наследовали все святые, которые будут жить и царствовать вместе с Ним тысячу лет и далее.

А потому ответ на вопрос Иеремии очевиден и полон. Хотя сам Иеремия и не получил его в такой полноте, в какой имеем его мы, но ему было сказано настолько, насколько ему было достаточно для его дней. Нам же необходим ответ более подробный, так как Бог в наши дни все еще продолжает долготерпеть и не проявляет Себя видимым образом. Ответ прост и ясен, чтобы укрепить и поддержать читающих, чтобы они могли продолжать спокойно проходить изнурительное поприще, предуставленное им благовестием. А ответ таков, что в определенное на то время, благоденствию нечестивых придет конец, и вот тогда-то уже не нужно будет спрашивать о том, что так удручало Иеремию. И это необходимо особо подчеркнуть, хотя бы для того, чтобы, во-первых, поддержать уповающих на Христа, как и тех, кто готов уныть, делая добро. Да, и Сам Господь Бог говорит: «Скажите праведнику, что благо [ему], ибо он будет вкушать плоды дел своих» (Ис 3,10). Откладывание по времени этого осуждения может сильно утомлять, что нисколько не изменит реальности того, что произойдет. И по этому поводу отрадно звучат слова: «Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло. Хотя грешник сто раз делает зло и коснеет в нем, но я знаю, что благо будет боящимся Бога, которые благоговеют пред лицем Его».

Наше недовольство и обеспокоенность происходят только из-за медленности исполнения Божественных постановлений. А потому необходимо помнить сказанное Петром о том, что «не медлит Господь [исполнением] обетования, как некоторые почитают то медлением», и что тысяча лет для Него, в сравнении Моисея, как стража в ночи, а у Петра – как один день. Все, что нам остается, это спокойно и терпеливо ждать все, определенное нам время. К тому же не стоит забывать, что для этого существует множество причин. Тот Суд, которому подлежим и мы с вами, как и многие жившие до нас, не мог произойти ни во времена Адама, ни во времена Давида, ни Христа. Ибо Бог определил один день, когда все Его святые будут отмщены и прославлены все вместе, и именно в этот день различные люди примут разное осуждение. Давайте не будем младенцами и не будем ворчать за недостатком мудрости о медлительности.

Ведь даже не только замедление Божественного суда, но и торжество безбожников на земле является необходимой частью приготовления суда. Да и как мы можем быть испытаны в вере и терпении, и как мы сможем испытать приготовленную нам невыразимую радость освобождения от этого мира зла без насаждения, благополучия и утверждения нечестивых, которые так огорчали Иеремию, и которые до сих пор вызывают горькие вздохи из груди странников и пришельцев, вспоминающих о часе отмщения? То, что задумано – велико и премудро, что становится более очевидным исключительно при размышлениями над причинами этого. Когда мы смотрим на этот вопрос только с человеческой точки зрения – это одно, и совсем другой широты взгляды открываются нам, если взглянуть на него глазами Бога. Земля и обитающие на ней – Его, и то и другое было сотворено Им по Его же воле. Его святость и величие превосходят наше понимание и разумение – однако, несмотря на это, на всем протяжении истории человечества, как на Него Самого, так и на Его волю, людьми обращалось очень мало внимания. Так что только и исключительно по Его Собственному благоволению задумано очищение земли и людей от всякого беззакония, которое накопилось в последствии от такого неповиновения. И то, что Он медлит с исполнением задуманного Им плана, не должно у людей вызывать недовольства и жалоб, а наоборот, мы должны радоваться и восхвалять Его благоволение за то, что Он решил в грядущих веках явить нам «преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе».

Но есть также и еще одна опасность – наша склонность забывать утешение, которое предоставляется в печалях нового человека во Христе Иисусе. Это утешение во многом можно было бы назвать натянутым, если бы оно не было предоставлено Самим Господом Богом Своим чадам в мрачный и облачный день их испытаний. И это утешение можно найти исключительно в слове Его свидетельства, к которому необходимо обращаться снова и снова. Наше сегодняшнее утешение и отрада не годятся для разрешения трудностей на следующей неделе. Мы так забывчивы, даже в том, что касается человеческих дел, так что говорить, когда речь идет и Божиих путях и мыслях, которые намного выше наших путей и мыслей? Именно поэтому так необходимо постоянно освежать в нашей худой памяти слова Его свидетельства. Но и здесь нас подстерегает опасность – опасность того, что мы можем и не ощущать этой необходимости. Заботы и наслаждения подавляют слово. Помимо нашего собственного врожденного естества в этой жизни существует множество интересного и привлекательного, что почти никогда не поддается преодолению. Когда мы допускаем всё это в свое сердце, оно поглощает все наши мысли, а потому нам уже не только не нужно утешение в слове, но даже сама мысль о нем становится противной. Писания касаются Божественных путей и будущего, а потому совсем не привлекают тех, кого всё это не интересует. Но то же самое временами случается и со всеми нами, и тут мы должны либо победить, либо быть побежденными. Каждый день в повседневной жизни мы выбираем что-то, что мы будем делать, а что нет. Павел, зная об этом, предлагал свергнуть с себя всякое бремя, то есть все то, что мешает проходить предлежащее нам поприще в жизнь вечную. Некоторые предпочитают не свергать с себя этого, а связывают себя по рукам и ногам различными занятиями и привязанностями, которые, как правило, отвергает любой, облекшийся во имя Господа Иисуса Христа. Подобный выбор делается только тогда, когда понимается практическая сторона благовестия, требования которого касаются нашей повседневной жизни, и если человек пренебрежет ими, то неизбежен один единственный результат: постепенная гибель духовного человека уже сейчас, и отвержение его Христом в пришествие Его. Духовная жизнь сейчас и признание Христом в пришествие Его являются единственным путем, предоставленным Духом, что требует, во-первых, внимательное обучение словом, что на деле означает ежедневное и методическое чтение Писаний, и, во-вторых, старание избегать наслаждений мира сего и общества глупцов. Принятие условий Духа по этим вопросам иногда может вызывать чувство ущербности, однако со временем оно проходит, заменяя его чувством великого удовлетворения и покоя, которое сохранит нас до радостного и благодатного времени определенного для жатвы, которое ныне невозможно описать никакими человеческими словами, ибо оно превосходит любое, даже самое буйное, человеческое воображение.